Нацбанк Грузии опубликовал сведения о денежных переводах в Грузию из-за рубежа в 2018 году. Впервые в истории объем трансферов из Евросоюза превзошел российский показатель.
По данным Грузстата, в прошлом году через грузинские коммерческие банки из-за рубежа поступил в страну 1 миллиард 576 миллионов долларов, или около 4 миллиардов 207 миллионов лари, что равняется почти трети бюджета страны (13 миллиардов лари).
География отправителей охватывает более 150 государств, однако на долю основных доноров пришлось 94 процента. Около трети – 32% – приходится на Евросоюз (497 миллионов долларов), далее следует Россия – 29% (457 миллионов долларов), США – 10% (159 миллионов долларов), Израиль – 9,5% и Турция – 6,5%.
«Эхо Кавказа» приводит мнение профессора Университета им. Иване Джавахишвили Иосифа Арчвадзе: «В среднем это около 30 процентов денежных доходов домохозяйств. Это означает, что наши граждане, покинувшие страну, постепенно адаптируются к местным условиям, получая растущий доход. О многом говорит и изменение динамики переводов между Россией и Евросоюзом. В прошлом году это соотношение впервые переменилось в пользу Европы. Думаю, это неслучайно – были времена, когда на долю РФ приходилось более 70% от всего объема транзакций, а сейчас этот объем не составляет и трети. К тому же обратные переводы в Россию из Грузии в прошлом году достигли рекордных 100 миллионов долларов. Думаю, тенденция в точности отображает воздействие западных санкций и обесценивание рубля. Вдобавок к этому все меньше граждан Грузии пытаются трудоустроиться в России. Думаю, в среднесрочном периоде тенденция приобретет устойчивый характер».
По утверждению профессора Европейского университета Гочи Тутберидзе, воздействие переводов на экономику трудно переоценить, однако это также говорит о росте эмиграции из страны: «Полтора миллиарда долларов превосходят объем зарубежных инвестиций из-за рубежа и в значительной мере компенсируют отрицательное торговое сальдо во внешней торговле. По этой же причине сохраняется относительная стабильность национальной валюты – лари. Но, как всегда, у медали есть и обратная сторона – миллион наших граждан трудятся на чужбине, способствуя укреплению других экономик, и высылают на родину лишь малую часть своих доходов. К сожалению, несмотря на смену властей, Грузия как государство не смогло изменить ситуацию».
Подводя итоги, Иосиф Арчвадзе проанализировал еще одну тенденцию: «Если в 90-х годах прошлого века и в начале нынешнего основным предназначением переводов из-за рубежа было, можно сказать, элементарное выживание, то сейчас они постепенно приобрели инвестиционную направленность. Все чаще деньги присылаются на приобретение недвижимости и ведение бизнеса, а не на покупку продуктов и одежды. Конечно же, эта тенденция оказывает положительное воздействие на экономику страны».