Главная / Культура / У Азербайджана есть нефть, а у нас есть культура

У Азербайджана есть нефть, а у нас есть культура

Цивилизованность Грузии

«У Азербайджана есть нефть, а у нас есть культура»
(Президент Грузии Саломе Зурабишвили)

Прежде, чем начать разговор, скажу, что, даже если вышеприведенное высказывание — правда, применение его главой государства в отношении другого, являющегося стратегическим партнером, государства непрофессионально и неэтично.

Этой своей заметкой я не то, чтобы хочу восхвалять Азербайджан и азербайджанский народ (что было бы абсурдно), а показать, что не нужно слишком переоценивать грузин. Я из тех азербайджанцев, которые думают, что грузины нас «опережают». Но не считаю это «опережение» недоступным, недостижимым.

По классификации одного культуролога, имя которого не помню, социальные общности бывают трех видов:

Дикие общности – общность сильных и слабых. Сильные, не считаясь ни с кем и ни с чем, обращаются со слабыми как хотят.

Варварские общности – все управляется на основании обычаев и традиций. Единственный принцип — образ жизни предков. А значит, мы должны жить так же.

Цивилизованные общности – все регулируется написанными людьми рациональными, цивильными законами, конституцией и подобными документами.

Естественно, в мире нет ни одного общества, народа, полностью относящегося к одной из этих форм. Каждое из них в той или иной степени содержит что-то из каждого из этих трех форм, главное — у кого сколько. На основании услышанного, увиденного и прочитанного, я пришел к выводу, что процентное соотношение этого у всех народов от Аракса до Волги примерно одинаковое. Можно сказать, что после известной революции законы в Грузии работают лучше, чем у нас, но категорически нельзя утверждать, что грузины лучше обращаются со слабыми или меньше привязаны к обычаям и традициям или религии там, где законы не работают. Мы просто всегда сравниваем Грузию только с окружающими народами.

Так что, цивилизованность грузин – это все равно, что считать богачом человека, имеющего двух коров по сравнению со всеми остальными жителями отдаленного горного села, где каждый имеет лишь одну корову. Если у нас, например, на каждые миллион человек приходится один ученый, писатель, художник, то у них – два. На первый взгляд, разница двукратная, в то время, как у евреев эта разница десяти-, пятнадцати-, двадцатикратная.

Гомофобия на высоком уровне, расизм, ксенофобия – на своем месте. Сексизм есть, как и подобает, патриархальные ценности бушуют, религия, священники – так же, девственность при женитьбе – один из главных критериев… Но из-за каких-то 5-6 небольших башен локального значения, из-за 3-4 стихов, которых никто, кроме грузин, не читает, называть «цивилизованными»… Называй как хочешь, но тыкать это в глаза, да еще на уровне президента…

Если грузины цивилизованные, то какие тогда немцы? Что это за цивилизованная нация, что нет ни одного обладателя «Нобеля», «Золотой пальмы», «Букера», «Пулицера»?

Не может быть цивилизованной страна, президент которой целует руку попу).

Представьте себе, во время какого-то межгосударственного спора между Хорватией и Германией Меркель выдает такое несуразное выражение: «У хорват есть море, а у нас — культура». А мы скажем: «У Пакистана есть ядерное оружие, у нас есть культура». А они скажут: «у бушменов огромный пенис, а у нас — культура». В общем, одно из двух стран может быть более цивилизованным, более развитым, хоть на чуточку, хоть на 0,001%. Зачем же при каждом случае тыкать это в глаза, особенно если у вас обоих ситуация никудышная.

Можно ли найти три различия между грузинскими дядями с расстегнутой на все пуговицы волосатой грудью, которые в маскулинном окружении режутся в домино в расположенных в Ортачала кафе, азербайджанскими дядьками, пьющими пиво «NZS» с горохом в расположенных около автовокзала кафе; грузинскими водителями такси возле железнодорожного вокзала, которые могут подвезти вас в Тбилиси, о чем вы не сможете вспоминать без сожаления и нашими таксистами возле «28 мая»; грузинской братвой, разогнавшей гей-парад и нашими, которые обеспокоенно интересовались, что «слушай, говорят на Евровидение в Баку приедет много петухов».

Зато в Будапеште во всех кафе от А до Я вы можете непосредственно увидеть единственную разницу – в любом кафе столько же женщин, сколько и мужчин, и всем одинаково комфортно. Вы никогда не увидите венгерского водителя такси, который подошел бы к вам и спросил, нужно ли вам машина или куда вы едете. Ежегодно хотя бы раз все самые большие проспекты полностью закрываются для ЛГБТ-парада и весь город окрашивается в разные яркие цвета. Вот такие вещи могут считаться цивилизационными различиями. А то, что трудного в том, чтобы перемещаться вперед или назад в каком-то там индексе? Пример Грузии показывает, что все эти индексы напрямую связаны с политическим руководством и курсом.

Что трудного в том, чтобы заручиться поддержкой трех из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН и совершить революцию? Можешь ли добиться какого-либо результата, если минимум четырем их пяти основных постоянных членов политические изменения в твоей стране не выгодны?

Словом, мы — мусульмане-грузины, армяне — христиане-азербайджанцы, грузины — христиане-лезгины… Говоря все это, я хочу объяснить, что ни азербайджанцы, ни грузины, ни армяне не далеко ушли друг от друга, и ни от кого из них ничего серьезного, какого-то солидного вклада в мировую науку и культуру не ждите. Во всяком случае, до сих пор не сделали.

Главный аргумент азербайджанцев, желающих доказать бóльшую цивилизованность и чуть ли не принадлежность к более высшей расе, обычно бывает типа: [у них] индекс свободы медиа, прозрачность, отсутствие коррупции. Обратите внимание, в недалеком прошлом ситуация во всех этих областях как в Грузии, так и в Армении, и у нас была одинаковой. Даже некоторые называли Грузию «Failed State». И что, если за 5-6 лет положение с этими индексами у нас станет лучше, чем у них – что вовсе не является чем-то невозможным, — то мы станем цивилизованнее, чем они?

По «Репортерам без границ», в 2019-ом году Самоа, Намибия, Ботсвана, Тонга, Чили, Румыния, Буркина-Фасо и несколько других стран этого типа в индексе «Свобода медиа в мире» опередили и Соединенные Штаты, и Грузию.

По данным «Freedom House», в 2018-ом году Тувалу, Доминика, Микронезия, Мальта, Палау и несколько таких стран по показателям «Свобода в мире» опередили Францию; а Гана, Бенин, Науру, Самоа, Албания были впереди Грузии.

Еще один излюбленный аргументов грузин и армян: «У нас есть свой алфавит». А что ты написал с этим своим алфавитом, кроме перевода Библии? Какое философское течение создал, каким романом-шедевром совершил революцию в мировой литературе, каким стихотворением украсил мировую поэзию? Может, неевклидову геометрию изобрел? Эфиопы, лаосцы, бирманцы тоже имеют свой алфавит.

А у грузин, возможно, самые продаваемые в мире произведения – это «Али и Нино» и «Двенадцать секретов Кавказа».

Я еще не говорю о краже ворот, вместо того, чтобы прийти помочь при землетрясении.

Бабек Аббасзаде
источник — АзЛогос