Главная / Аналитика / Для Путина непривычно быть принятым главой Армении наравне со всеми

Для Путина непривычно быть принятым главой Армении наравне со всеми

Бурную реакцию в Армении и в странах-участницах вызвал саммит Евразийского экономического союза в Ереване. И если за пределами Армении интерес представляло участие в саммите премьер-министра Сингапура и президента Ирана, то внутри Армении, как и ожидалось, страсти накалились вокруг визита президента России Владимира Путина. В последний раз он был в Армении почти три года назад. А после смены власти в результате «Бархатной революции» все двусторонние встречи Путин-Пашинян проходили либо в Москве, либо на международных собраниях.

Все это время в Армении не прекращались дискуссии о характере армяно-российских отношений. Многие считали, что политика новых властей ухудшила эти отношения. Подобные настроения поддерживали некоторые российские деятели и СМИ, трубящие об «уходе Армении на Запад». А с момента появления информации о подготовке к саммиту Высшего евразийского экономического совета единственной темой для разговоров стал визит президента РФ. Неизвестно, почему, главенствовало мнение, что Путин в Ереван не приедет, так как он «обижен» на Пашиняна. Мало кого интересовал непосредственно саммит.

На первой встрече глав государств у Путина действительно был очень мрачный вид. Вероятно, на территории государства, воспринимающегося «вассалом» России, нелегко было ощущать себя в роли одного из лидеров множества государств. Быть встреченным в аэропорту, согласно протоколу, принятым главой правительства Армении со всеми наравне — как-то непривычно. Привычнее посещать Армению по своему усмотрению, как было когда-то. Еще свежи воспоминания о том, как несколько лет назад его самолет вообще приземлился не в столице Армении, а в Гюмри, где размещена российская военбаза. А президента Армении тогда заставили отправиться и встретить его именно там.

Но времена меняются. Глобальные тенденции заставляют всех без исключения корректировать свои представления об общении с партнерами, даже с теми, кого никогда таковыми не считали. Загнанная в угол западными странами Россия уже не может возлагать надежды на Евразийский союз. Ситуация властно требует выйти на более просторное пространство и в сферу взаимоотношений с ведущими странами. И здесь она вынуждена менять оценки в отношении традиционных партнеров. Клуб под названием ЕАЭС теперь превратился всего лишь в механизм разрастания новой сети глобальных взаимоотношений.

Впервые эта тенденция появилась 6-8 июня 2019 года в рамках проведения международного экономического форума в Санкт-Петербурге. Речь о проявившейся тогда беспрецедентной заявке России и Китая по поводу формирования всеобъемлющего партнерства в деле укрепления глобальной стратегической стабильности. Роскошный прием, который прибывшему в Россию президенту Китая Си Цзиньпиню оказал президент страны Путин, а также эпохальные заявления не оставляют места для сомнений в далеко идущих намерениях двух стран. На фоне торговой войны Китая против США такие намерения предстают роковыми для всего мира.

Тогда же стало очевидно, что накануне международного экономического форума в Санкт-Петербурге и в рамках его проведения две сверхдержавы подавали Армении важнейшие знаки. Накануне мероприятия пресс-секретарь президента России особо подчеркнул, что, помимо президента Китая, ожидается премьер-министр Армении. Ранее Цзиньпин назвал Армению важным партнером Китая в ее «цивилизационной» политике. После чего состоялся визит министра иностранных дел КНР в Армению, и между двумя странами был подписан договор о безвизовом режиме.

И, как свидетельствовали показательные проявления «любезности» к премьер-министру Армении в дни форума, заданные ему вопросы с целью «проверки на прочность» по всем направлениям, Армению в Санкт-Петербурге ждали не зря. Достаточно прозрачно проявилось то, что в заявке России и Китая на формирование партнерства Армении было предложено занять особое место. Примечательно, что в своих выступлениях премьер Пашинян и не скрывал того, что Армении есть что предложить в формирующейся международной конфигурации. Была выражена готовность превратить Армению в транспортный коридор из Ирана в Евразийское пространство и Европу. Пашинян заявил, что членство в ЕАЭС не может быть препятствием для формирования отношений Армении с Китаем, Европейским союзом и др. Примечательно и то, что в указанных дискуссиях отсутствовали привычные важные персоны из других постсоветских государств. Видимо, с ними мало что связывается в новой перспективе.

Если сегодня посмотреть на саммит ЕАЭС в Ереване, то можно наглядно увидеть продолжение тенденций, проявивших себя на петербургском саммите. Усилиями правительства Армении в Ереван заранее прилетели премьер-министр Сингапура Ли Сяньлун и глава Ирана Хасан Роухани, участвовавшие в работах Высшего Евразийского экономического совета. В текущем году премьер Армении посещал с официальными визитами обе эти страны, где были достигнуты данные договоренности. И уже в Ереване было подписано Соглашение между Сингапуром и ЕАЭС о зоне свободной торговли. Состоялась и отдельная встреча президентов России и Ирана.
К вечеру стало ясно: лед в отношениях Владимира Путина и Никола Пашиняна растаял. На их встрече президент России в приподнятом настроении заявил о том, что результаты саммита «действительно хорошие», в том числе и «с точки зрения развития связей с нашими партнерами из третьих стран… Нет ни одного сбоя – наоборот, достигнуты все договоренности в рамках организации между странами-участницами этого союза. Вы тот человек, который приложил максимум усилий для такой результативной работы. Вас, как председателя ЕАЭС, хочу поздравить с результатами саммита в Ереване».

Накануне саммита российская пресса не стеснялась писать о том, что ереванский саммит войдет в историю, имея в виду именно участие в нем премьера Сингапура и президента Ирана. Несомненно, именно этот аспект имеет ключевое значение для России. А сделанные в Ереване реверансы в сторону Индии, Китая, Египта и других стран, лишь подтверждают мнения о том, что «Ереванское начинание» оценивается как фундамент для реализации новых глобальных инициатив. Как могут вписаться эти инициативы в западные политико-экономические концепции, покажет время.

Манвел Саргсян,
источник acnis.am