аналитик Акоп Бадалян, lragir.am
Гендиректор Росатома Лихачев заявил после встречи Путин-Алиев в Сочи, что Россия предложила Азербайджану построить атомную станцию. Лихачев сказал, что атомная станция будет такой, какую пожелает Азербайджан. Речь о масштабе. По мнению гендиректора, в Азербайджане достаточно динамично растет спрос на электроэнергию, и строительство атомной станции будет выгодно.
Среди стран Юнжого Кавказа атомная станция есть только в Армении, она осталась еще с советского периода. Интересно, почему из кавказских стран СССР построил АЭС только в Армении. Версии могут быть разные или чисто научно-технические, учитывая профессиональный потенциал Армении или даже геополитический фактор в виде границы с Турцией, а фактически с НАТО, каковой армяно-турецкая граница являлась для СССР.
Предложив Азербайджану атомную станцию, Москва «нарушает» монополию Армении. В то же время, Москва уже давно осуществляет с Ираном и Турцией программы строительства атомной станции.
Возможная программа с Азербайджаном, конечно, мало повлияет на региональный военно-политический баланс. Более того, в Азербайджане станет больше на одну стратегическую мишень, доступную для армянских ракет.
Дело здесь в том, не предоставит ли Россия Баку — с внедрением в Азербайджане ядерной энергетической технологии — ресурс, который впоследствии Азербайджан превратит в более опасные программы. Не говоря уже о том, что Россия сама может помочь Азербайджану в этом вопросе.
Конечно, найдутся люди, которые скажут, что, предложив Азербайджану построить атомную станцию, Россия предотвращает вероятность того, что Азербайджан воспользуется возможными другими схожими предложениями. Конечно, неизвестно, есть ли страна, которая сделает Баку такое предложение, но вопрос также в другом. Продажу вооружения на миллиадры долларов Россия оправдывала тем, что иначе Азербайджан будет закупать оружие у другой страны. Но покупала у России, потому что данное обстоятельство имеет исключительную политическую особенность: Москва является и сопредседателем [МГ ОБСЕ], и якобы стратегическим партнером Армении, и членом ОДКБ. В соответствии с этим, Баку приобретал оружие и политическое право на его применение.
Атомная станция — не оружие, но определенный военно-политический фактор. И когда Баку приобретает его с помощью стратегического партнера Армении, возникают вопросы по примеру вооружений на миллиарды долларов.
Эти вопросы, конечно, должны звучать из Еревана, учитывая урок вооружений, когда сделка разбилась о голову Армении и Арцаха в апреле 2016 года, что на самом деле при содействии армянского политического сословия назревало года с 2013-2014.
В апреле 2016 года армянская армия изменила положение дел, но, тем не менее, Армения должна проявить бдительность, чтобы не допустить перелома, потому что от такой попытки многие влиятельные группы как в Баку, так и в Москве не только не отказались, но теперь, вместе с теми же кругами в Армении, интенсивно пытаются ее осуществить.