Гаянэ Айвазян, исследователь, научный сотрудник Матенадарана
из «Фейсбук»-а
Один компонент народных волнений в Азербайджане затрагивал домашнее насилие над женщинами, для предотвращения которого демонстранты требовали от властей ратифицировать Стамбульскую конвенцию. В бакинках, которые боролись против угнетающей и эксплуатирующей патриархальной системы, были непреклонные сила и воля. Можно было заметить воздействие на них турецкого феминизма: множество песен и лозунгов были взяты из богатого хранилища именно турецкого феминизма. Но примечательно было само название сопротивления «Dözmə, Yürüş et», которое переводится как «Не терпи, выходи на шествие!». Думаю, это связано с новым армянским шагом [прошлогодние протесты сопровождались призывом «Сделай шаг, отвергни Сержа!», выражение «сделай шаг» звучало в песнях, впоследствии на внеочередных парламентских выборах большинство голосов получил блок «Мой шаг»].
Вообще, армянская революция имеет воздействие на соседнюю страну, как подсказывают последние события, это признают даже их специалисты. К Николу Пашиняну прислушивалось не только азербайджанское политическое руководство, но и оппозиционеры, однако продолжать обращаться к азербайджанскому народу он не стал. В некоторой мере изменилась и доктрина Анны Акопян «Женщины ради мира»: сначала она пыталась создать мост с Мехрибан Алиевой, сделала несколько важных заявлений, но подверглась критике в Армении и, по сути, решила утешить свое отчаяние, обратившись с призывом о мире к женам глав всех других государств.
Снова стал преобладать двусторонний агрессивный наступательно-консервативный дискурс, но, я думаю, не стоило прерывать курс Пашиняна-Акопян. Если невозможно повлиять на твердость Алиевых (хотя регулярные селфи Алиева с азербайджанским народом и его попытка провести реформы подсказывают, что он пытается соотноситься с новой ситуацией), значит, нужно стараться наладить диалог с оппозицией. Людей объединяют идеи, по сути, армянское и азербайджанское государства тоже объеденены идентичными идеологическими клише. Их можно изменить или оставить прежними. На мой взгляд, в данный момент Армения находится в более выгодном положении для изменения подходов.