Главная / Права женщин / Лишить мандата, но не возможности осознать случившееся

Лишить мандата, но не возможности осознать случившееся

«Скончавшаяся вообще не виновата?»

«Говорить, что женщины не виноваты… Она связалась с парнем почти одного возраста со своей дочкой. Опустим половые потребности, из-за которых насилию подверглась и ее дочь, нужно молчать?».

Это комментарии в Фейсбуке избранной рейтинговым списком правящего блока «Мой шаг» из Ширакской области 39-летней Софьи Овсепян по поводу недавнего инцидента в Гюмри. 28-летний мужчина избил женщину и ее 13-летнюю дочь. Женщина скончалась, а ребенок подключен к аппарату искусственного дыхания.

Когда второй муж моей соседки дал ей – беременной – пощечину, другая соседка, вспомнив о первом супруге, который выгодно отличался от второго, сказала: «Интересно, что она такое делает, что двое настолько разных мужчин ее бьют?».

Как-то в университете знакомая с младшего курса заговорила об отношениях преподавательницы с одним из студентов. Она слышала о них какие-то разговоры, но «если людям хорошо вдвоем, кому какое дело?». Позже я узнала, что, по мнению участников «разговоров», одно дело, когда мужчина старше, и совершенно другое, если старше – женщина.

Реакции на гюмрийскую трагедию напомнили об этих разговорах. «Нравственность» убитой, «аморальность» убитой, «разница в возрасте». А теперь поменяем их местами.

Как сделала моя коллега Юлианна Лалабекова. Она предложила представить 43-летнего отца-одиночку. Конечно, он герой. Спустя годы мужчина встречает женщину, с которой решает попробовать еще раз… Однако выясняется, что молодая женщина не преданна ему, ей нужен только секс, а иногда и деньги, ребенка она не любит, относится плохо. Но выясняется это не сразу, а очень медленно, а у мужчины уже зависимость от нее. Конечно, в этой ситуации мужчина – жертва обстоятельств. И вот однажды женщина приходит домой, в очередной раз – выяснение отношений, она берет нож и убивает мужчину, наносит удар ножом вступившемуся за отца ребенку. «А теперь представьте вместо мужчины 43-летнюю женщину, и мы получим гюмрийский случай, в котором никто не героизирует мать, в одиночку растившую ребенка, никто не признает ее решения не ставить на себе крест и стремление иметь личную жизнь, никто не считает ее жертвой обстоятельств. Ее клеймят проституткой, у которой был молодой любовник, которая посмела попытаться продолжать жить, имела физические потребности, и она – практически единственная виновница во всей этой истории. И да будет она проклята, неважно, что она мертва, пусть горит в аду. Если вы не можете определить, есть ли сексизм в суждениях людей, просто смените пол у главных героев. Если отношение людей изменится, значит, вы имеете дело с сексистскими свиньями».

Вообще, кажется, никакая реакция не должна удивлять, потому что мы не с луны свалились и знаем, что происходит вокруг.

Но почему важно лишить мандата члена именно революционной силы? Потому что когда произошли события 2018 года, помню, даже страшно было подумать, какой долгий и трудный путь предстоит пройти, который, возможно, не будет пройден до конца. Естественным казалось любое развитие событий.

Только вот такие комментарии не могут остаться без последствий. Не нужно навешивать ярлыки на депутата Овсепян и лишать ее возможности осознать случившееся. Она всего лишь одна из тысяч, она, подобно всем нам, жила и живет в очень конкретной среде. Но она – публичное лицо. Как-никак, депутат.

Алла Манвелян