Первый президент Армении, лидер «Армянского национального конгресса» Левон Тер-Петросян, источник ilur.am
Возглавляемый Вазгеном Манукяном митинг усугубил мою обеспокоенность опасностью гражданской войны, угрожающей нашей стране. Основанием для высказывания столь ответственного мнения послужили следующие заявления из выступления Манукяна:
— «Никол Пашинян должен осознать еще кое-что: чем скорее он добровольно подаст в отставку, тем лучше. Если движение не победит – разъяренный народ его растерзает».
— «Никол Пашинян должен уйти. Пусть уйдет добровольно, не то уйдет насильно».
Тем самым Манукян наметил два пути ухода Пашиняна: добровольный и насильственный. Слова «растерзать» и «насильно» не означают не что иное, как насилие. Если бы это были просто слова, не было бы нужды для беспокойства. Но гнусная получасовая блокировка места жительства премьер-министра возглавляемым Манукяном шествием и террор семьи Пашиняна есть не что иное, как неприкрытая демонстрация готовности к насилию.
Будь это позиция лишь одной из конфликтующих сторон, это еще не представляло бы большой угрозы. Между тем, Манукян неосторожно пренебрегает тем, что такую же позицию заняла и другая сторона – Пашинян. Поведение и риторика последнего показывают, что он совершенно не намерен уходить добровольно, и готов к любому противостоянию. Следовательно, если обе стороны настроены решительно, столкновение неизбежно.
Неужели для того, чтобы убедиться в этом, нашему народу нужны доказательства? Неужели непонятно, что, хоть и не с интеллектуальной точки зрения, но по своему темпераменту, склонностью к авантюре и одержимостью идти до конца Вазген Манукян и Никол Пашинян – близнецы. Забыло ли общество, что у них обоих есть большой опыт штурма парламента, «блестяще» примененный в 1996 и 2018 годах? В 2018-м Серж Саргсян уступил, и его политическая опора — Республиканская партия Армении — с виду законным путем, передала власть Николу Пашиняну. (Кстати, тем самым, к сожалению, была сорвана еще одна возможность урегулирования вопроса Карабаха путем взаимных уступок, так как, по моему впечатлению, Серж Саргсян готов был после своего переизбрания сразу подписать план Лаврова, что, в сравнении с подписанным Пашиняном трехсторонним заявлением, считалось бы огромнейшей победой).
Между тем, сегодня, как было отмечено выше, очевидно, что Пашинян и его команда не демонстрируют никакой готовности уступить власть.
Вне темы, не могу не затронуть следующей неосторожно высказанной Вазгеном Манукяном опасной мысли, способной привести к пагубным для Армении последствиям: «Против Турции сплотится большая сила, мир не простит Турции ее наглости. Если появится союз против Турции, мы будем в этом союзе».
Возникает вопрос: куда делся закон «Исключения третьей силы» приснопамятного Рафаэля Ишханяна. Выходит, что мы снова возвращаемся к ситуации 1920 года, когда, уповая на антитурецкий союз стран Антанты и противопоставляясь сближению кемалистской Турции и России, мы потеряли не только Западную Армению, но и область Карс, Сурмалинский уезд, Нахчивань и Карабах.
Неужели Манукян не понимает, что и сегодня, заявляя от имени Армении о готовности к любому еще не состоявшему антитурецкому союзу, мы противопоставляемся уже свершившемуся факту полноценного русско-турецкого взаимопонимания, это значит, что тем самым мы бросаем вызов не только Турции, но и дружественной нам России.
Пусть не создается впечатления, будто этой статьей я противопоставляюсь Вазгену Манукяну и выражаю поддержку Николу Пашиняну. С учетом позорного и унизительного поражения, выпавшего на долю Армении и Арцаха, администрация Пашиняна должна непременно и немедленно уйти. Но не путем внутринациональных столкновений, а исключительно конституционным путем, что сделает честь обеим конфликтующим сторонам. Поэтому я призываю наш народ не участвовать в провоцируемом как действующей властью, так и оппозицией массовом стравливании, которое, помимо угрозы гражданской войны, крайне опасно и с точки зрения неуправляемости распространения коронавируса. Я безнадежно жду, что наша интеллигенция хотя бы раз выступит с отрезвляющей речью.