11 января по инициативе президента РФ в Москве намечается трехсторонняя встреча глав России, Армении и Азербайджана. Глава армянского правительства уже находится в российской столице.
Трехсторонняя встреча состоится после приватной беседы Путина с Пашиняном. По сообщению пресс-секретаря последнего, на встрече с Путиным и Алиевым Пашинян намерен поднять вопросы о возвращении военнопленных, поиске тел погибших военнослужащих, а также выяснении судьбы пропавших без вести. «Запланированная повестка трехсторонней встречи носит и экономический характер. Она касается открытия региональных коммуникаций, осуществления международных грузоперевозок, в том числе из Армении в Россию, Иран, а также из центральных районов Армении в Сюникскую область по Нахичеванской железной дороге». Также Манэ Геворгян сообщила, что в Москве не предусматривается подписания документов касательно решения каких-либо вопросов.
Журналист-международник Аркадий Дубнов считает, что никаких договоров подписано не будет. «Будет, скорее всего, принято трехстороннее заявление, проекты которого, насколько я знаю, были подготовлены и разосланы в Баку и Ереван», — заявил он в интервью с радиостанцией «Свобода».
«Мы же понимаем, что инициатива о встрече принадлежит Путину, который, в общем, с достаточно большим трудом сумел добиться согласия обеих сторон на встречу в Москве сейчас. Просто предварительно я бы заметил, что в Москве, как я понимаю, в общем, хотели бы успеть добиться каких-то результативных итогов по карабахскому урегулированию и продолжающемуся соглашению от 10 ноября еще до инаугурации Джо Байдена 20 января.
Поскольку с самого начала Москва самостоятельно сейчас ведет процесс на Южном Кавказе, и, в общем, ей особенно не требуется вмешательство ни Франции, ни Соединенных Штатов, во всяком случае она пытается так или иначе как бы отбрасывать попытки этого вмешательства. Обратите внимание, что о Минской группе ОБСЕ, в общем, в Москве как-то неохотно говорят. С этой точки зрения, конечно, Франция выражает некое недовольство. Замечу, что, по моим сведениям, президент Франции Макрон, вообще говоря, узнал о встрече 11 января достаточно случайно, в конце декабря. И он запрашивал Москву относительно содержания этой встречи, и, в общем, как бы проявлял некое недовольство тем, что Париж не был вовлечен в подготовку», — отметил Дубнов.
10 января Кремль выпустил сообщение о телефонном разговоре между Владимиром Путиным и Эммануэлем Макроном, в ходе которого президенты обсудили ряд вопросов касательно трехсторонней встречи: «Президент Франции поддержал усилия России по содействию нагорно-карабахскому урегулированию».
Обратившись к вероятным результатам сегодняшних переговоров, российский журналист снова отметил, что в лучшем случае будет принято заявление. «Будет ли оно, так сказать, субстантивным и насколько субстантивным, содержательным, сказать трудно. Но то, что есть целый ряд проблем, которые на сегодня остаются нерешенными в результате перемирия, которое в общем было достаточно срочно, как мы помним, заключено, это очевидно. Но понятно, что Ереван в первую очередь подчеркивает необходимость полного обмена военнопленными. И это в общем понятно, да, гуманитарная проблема, которая волнует армянскую сторону. Но я бы заметил, что российскую сторону волнует гораздо большее количество проблем, которые некоторым образом препятствуют миротворческому функционалу России.
Я имею в виду, что статус российских миротворцев в Карабахе до сих пор не прояснён до конца. Скажем, между Москвой и Ереваном такой документ о статусе уже достигнут, в то время как между Москвой и Баку нет этого соглашения, нет и меморандума, который хотели бы видеть в Москве. И Баку до сих пор, в общем, уклоняется от его подписания».
Баку, считает Дубнов, хотел бы получить полный контроль на все пункты въезда в Нагорный Карабах, и в том числе и со стороны Армении; Баку хотел бы полного разоружения армянских военных в Карабахе: «Видимо, как и ополченцев, так и, собственно говоря, военных Армении. Баку хотел бы принять участие в управлении даже той части Нагорного Карабаха, которая сегодня под контролем российских миротворцев.
Я не думаю, что полностью вот такого рода претензии вполне готовы принять в Москве. Потому что если их полностью принять, то, собственно говоря, чем займется российский миротворческий корпус там, какие функции останутся на его долю, кроме как чисто гуманитарные, так сказать, строительство, продовольствие, вода и так далее?».
По словам эксперта, в подписанном 9 ноября заявлении достаточно много проблем, которые, предполагает он, предстоит обсудить и относительно турецкого присутствия, «турецких претензий на свой, так сказать, участок как бы бенефита, который в результате этой войны Анкара хотела бы получить».
«Речь идет об участившихся в последнее время проблемах, связанных с возможностью турецких военных баз, размещаемых в Азербайджане. А есть сведения, что, в общем, турецкий военный транспорт уже активно сейчас летает в воздушном пространстве Азербайджана, и это, конечно же, усугубляет, в общем, отношения между Москвой, с одной стороны, и тюркским альянсом, с другой стороны».
Согласно некоторым источникам, информацию которых подтверждают также данные flightradar, начиная со среды, в Азербайджане уже совершили посадку 45 турецких военных самолетов. Что они перевозят и с какой целью, доподлинно неизвестно.
Аркадий Дубнов напоминает и о совместном российско-турецком миниторинговом центре, действующем всего в 20-ти километрах от Степанакерта: «Вот поэтому эти вопросы тоже могут быть, то есть, не могут быть, скорее всего, будут обсуждаться в Москве, в Кремле.
Я бы еще обратил внимание, что, конечно, между Москвой и Баку есть определенная линия напряжения, в том числе вот об упомянутой выше проблеме – о статусе российских миротворцев, который не вполне достигнут согласием со стороны Баку. Я бы упомянул о некотором новом повороте — претензиях России по отношению к Азербайджану в связи со сбитым российским вертолетом Ми-24, который был 9 ноября подбит азербайджанскими военными. Я это рассматриваю как некий элемент давления на Баку для того, чтобы добиться в общем приемлемых и для Москвы условий. Вот я бы так пока обрисовал основные точки, так сказать, напряжения, которые необходимо как бы разруливать в Кремле».
Важным вопросом он считает деблокирование транспортных дорог. Москва, по мнению Дубнова, вряд ли сможет отказаться от предлагаемой Азербайджаном программы. «Пожалуй, это один из главных пунктов, которыми Азербайджан пытается заинтересовать Москву, ну и Армению, разумеется, планом такого экономического преобразования региона. И я думаю, что это серьезное предложение, от которого в Москве вряд ли станут, так сказать, отмахиваться, но они будут его рассматривать».
«Ведь речь еще идет о том, что, как я понимаю, Азербайджан вместе с Турцией готов предложить Москве контроль над тем армянским участком этого коридора длиной там несколько десятков километров, который свяжет Нахичеван с материковым Азербайджаном и который может быть частью новых трубопроводных артерий, которые Москве, может быть, позволят как бы сделать by-pass, то есть диверсифицировать направление экспорта, в том числе и своих углеводородных ресурсов на Запад, в Европу, минуя территорию Грузии. Известно, что, в общем, Грузия до сих пор препятствовала планам России участвовать в этих коммуникациях. Ну, в общем, наверное, если бы все было тип-топ, что называется, неплохо, то, конечно, при благоприятном стечении обстоятельств Армения могла бы получить определенный, так сказать, профит от такого рода планов», — отметил он.