Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи [на основании положений, предусматриваемых статьей 51 Конституции и статьи 6 закона «О свободе информации»] обратился в Службу нацбезопасности, чтобы получить информацию о сообщении структуры от 10 февраля 2021 года. Тогда, напомним, погранвойска СНБ заявили об ограничении работы журналистов в Сюникской области.
Отмечалось, что в целях безопасности и в связи с проведением работ на соответствующих территориях Сюника, для осуществления журналистской деятельности в этих местах необходимо запастись согласием органов Службы нацбезопасности Армении.
В частности, правозащитники обратили внимание СНБ на правовые обоснования, которые легли в основу требования, и попытались установить степень их законности и правомерности.
Статья 42 Конституции Армении гарантирует свободу прессы, радио, телевидения и иных средств информации, следовательно, должно быть аргументировано и обосновано то, на основании какого нормативного правового акта СНБ уполномочена устанавливать ограничения и процедуру публикации материалов средствами массовой информации.
Правозащитная организация пыталась выяснить, о каких именно территориях Сюникской области идет речь и какой объективной необходимостью обусловлено установление подобной процедуры освещения событий.
Администрация директора СНБ, отвечая на письмо, сослалась на их же сообщение, согласно которому, оно не преследует цели ограничения профессиональной деятельности журналистов, и «в тексте не нужно искать противоречий или несоответствий с правовыми актами».
Структура также призывает «воздержаться от неуместных спекуляций», отмечая, что согласование организации работы по большей части обусловлено эффективностью журналистской деятельности и безопасностью.
Таким образом, правозащитники не получили ответа ни на один из своих вопросов.
Предварительное согласование [в письменном виде] работы журналиста и формулировки типа «для освещения необходимо иметь» и «нужно заранее письменно обратиться в СНБ Республики Армения» четко указывают на то, что требованию нужно подчиняться, а в разъяснении делается попытка выдать это требование за добрый совет, основанный на желании обеспечить безопасность журналистов.
«Мы считаем странным данный комментарий СНБ. Если требование заявления не преследует цели ограничить работу журналиста, тогда почему еще в июле-августе 2020 года на общественное обсуждение был поставлен законопроект о поправках к закону «О государственной границе», запрещающий без согласия, а точнее – без наличия разрешения — снимать на камеру территорию приграничного государства, установленные на приграничном участке инженерные сооружения и заграждения, здания, постройки, сторожевые башни и транспортные средства, эксплуатируемые погранвойсками.
Напомним, что необходимость проекта аргументировалась тем, что съемки, производимые жителями пограничных населенных пунктов или туристами, попадают в центр внимания представителей погранслужбы соседнего государства, что, в свою очередь, дает им повод для недовольства отмеченными действиями.
Кроме того, согласно Службе национальной безопасности, использование устройств для видео- и фотосъемки и беспилотников может крайне негативно сказаться на охране государственной границы Республики Армения, в связи с чем она считает целесообразным применение определенных ограничений в использовании на пограничном слое отмеченных устройств, в том числе – беспилотных летательных аппаратов.
Внесение законодательной регулировки, препятствующей работе журналистов на территории собственной страны, на основании жалобы соседнего государства кажется странным, тем более, что это противоречит принципу свободы информации», — говорится в заявлении Ванадзорского офиса ХГА.