В мае редакции стало известно, что в одной из воинских частей в Капане (Сюникская область) служащие Военной полиции избили нескольких военнослужащих, в том числе – прошедших через войну в Карабахе. В течение последующих недель нам удалось связаться с военнослужащими срочной и контрактной службы местной военчасти и родственниками некоторых из них.
Оказалось, что после прошлогодней войны отношение к военнослужащим в полку не изменилось: короткие отпуска, которые длятся несколько дней, остаются чем-то вроде льготы, насилие не прекратилось. Если непосредственно после войны офицеры и смотрящие относились к прошедшим войну солдатам мягче, то теперь тюремные устои вернулись. Чтобы не избаловать призывников, объясняют офицеры.
Обратившиеся к журналистам военнослужащие отмечают, что не пошли бы на такой шаг, будь поведение Военной полиции иным.
— На машине проникли в часть, один был в штатском. Напали на нас, не представившись, били, пинали, разрывая одежду.
— Офицеров поблизости не было? Что они делали?
— Было, как не было. Помогали избивавшим. Ребята очень расстроены, прошли войну, среди них есть контуженные.
— Мы вам не навредим, если напишем об этом? Может, сначала нужно обратиться к надежным юристам, правозащитникам?
— Как они могут сделать еще хуже?
— После войны с отпусками не стало легче?
— В других местах – может быть, у нас все по-прежнему. Мы уже забыли об увольнении, отпуске. Разве в армии вообще такое бывает?
Войско вмешалось, когда сотрудники Военной полиции пытались запихнуть избитых в авто и увезти с собой.
— Войско не дало им забрать… Офицеры стояли и смотрели или помогали бить. Если бы не войско, нас бы увезли и потеряли. Среди нас был и раненый, его тоже избили. Одному стало плохо, забрали в медпункт, ему 19. После этого случая у него давление поднимается до 170. Столько напечатайте – этого хватит.
Супруга одного из контрактников рассказала, что после войны и в преддверии выборов руководства войска и области стали еще наглее.
«Все держится на рядовых служащих… Их снова строят, издеваются. Ночью они напиваются, заказывают девочек. Разъезжают на машинах пьяные, под дозой. Попадешься им — убьют».
По словам собеседницы, она часто видела, как руководство Капана и Сюникской области, криминальные авторитеты беспрепятственно заходят в воинские части, терроризируют солдат, едят и выпивают с офицерами.
«Приедет проверяющий из Еревана или родственник солдата – найдут тысячу причин, чтобы их не впускать, а для криминальных республиканцев и дашнаков вход свободен».
Военнослужащие другой воинской части близ Капана тоже рассказали, что после войны по-прежнему действует принцип предоставления отпусков и увольнений через знакомых и за деньги. У них также несколько ослабла агрессия офицерского состава к отвоевавшим солдатам: не прибивают за то, что они медленно просыпаются или забывают застегнуть верхнюю пуговицу, а новичков бьют, матерят, унижают.
В конце апреля сотрудники Военной полиции избили солдат и в этой части: подозревали, что военнослужащие могут самовольно покинуть воинскую часть.