Интервью правозащитника Георгия Ваняна vzglyad.az, 19.06.2021
— Как бы вы описали предвыборную ситуацию в Армении?
— Выборы были назначены под шантажом возможного военного переворота. Если в серьезных странах недовольство некоторых высокопоставленных генералов может привести к заговору, захвату власти, или, при провале, к массовым репрессиям, то у нас и это превратилось в фарс.
Бывшая власть, которая сохранила за собой административный, судебный и медийный ресурс, решила, что послевоенная ситуация вполне благоприятна: открылись новые возможности для обогащения, для продления карьеры или чего-то еще. Я вообще затрудняюсь анализировать, что у них на уме, ведь это особые люди, ложь обернутая в тупоголовую пропаганду – это единственное, что они производят в публичном пространстве, являясь при этом разбойниками и рекетирами.
Мотивы у них могут быть любые. Может, они спасают свою жалкую жизнь, а может, просто у них нездоровая жажда абсолютной власти. Я не знаю, что происходит и почему так происходит. Но факт в том, что неосужденные преступники сегодня баллотируются в премьеры.
Самым трагикомичным для меня явилось второе по счету (после 2008-го) “пришествие” Левона Тер-Петросяна в оппозицию. И на этот раз он как всегда харизматично стал выдавать все возможные противоречивые мысли. Феномен в том, что наш первый лидер нации, который стал таковым в результате таинственной лотереи, по-прежнему обладает каким-то тайным знанием, которое подсказало — надо идти на выборы.
Единственное, что привлекло мое внимание, это угроза, озвученная Левоном Тер-Петросяном в адрес Никола Пашиняна. Первый из президентов Армении заявил, что, если Кочарян и Саргсян примут его предложение о коалиции трех бывших, Никол сразу же покинет страну. В потоке брани и нецензурщины в адрес «предателя и капитулянта» это заявление кажется милосердным, но я лично воспринял его слова в тренде 90-х, когда в политические речи подтекстно вкладывались воровские понятия.
Это была прямая угроза с его стороны, ведь в армянской действительности “покидание страны” может иметь и зловейщий смысл. Честно говоря, мне кажется наш народ просто ошарашен цинизмом и мелочностью всех этих экс-властителей, которые, придуриваясь, изображают из себя спасителей.
Многие мои друзья, в том числе из Азербайджана, не понимают, почему я так негативно отзываюсь о Левоне Тер-Петросяне, и заодно обижаю тех достойных людей, которые решили его поддержать. И мой ответ такой: потому что Левон Тер-Петросян решил монополизировать идеологию либерализма в Армении, которая может привести к политике мира и безопасности. Он извращает идеологию своими интепретациями и своими действиями. Он не создает альтернативу фашизму, он лишь подыгрывает фашизму. Такое трудно терпеть.
— Каковы ожидания граждан Армении от досрочных парламентских выборов?
— Многие боятся потерять работу, бизнес. Многие боятся, что при любом исходе выборов в стране будет установлена диктатура. Граждане не хотели этих выборов, они просто ждут, пока все это закончится.
— Каковы шансы Пашиняна остаться у власти?
— Шансы Пашиняна зависят от тех избирателей, которые решат декларировать свое негативное отношение к трем бывшим лидерам, и к лидерам группировок, их поддерживающих. Многие понимают, что, к сожалению, уже произошло непоправимое. Бывшие, участвуя в этих выборах, легализовали свою власть в стране. Простят ли граждане Николу Пашиняну такое?
Сегодня никто не берется предсказать итоги выборов. Статистика неявки и статистика тех голосов, которые получит так называемая оппозиция, по сути, покажет, сколько людей не простило Никола. И наоборот, те, кто смогут его простить, отдадут ему свои голоса. Но есть небольшая масса, которая, к сожалению, внесет искажения в эту статистику, и даже может определить конечный расклад сил. Это люди, которые не хотят потерять свои привелегии, свою бюджетную зарплату, свою карьеру. Это, говоря языком пропаганды – продажные люди, а в реальной жизни все не так драматично, просто они ставят свое личное благосостояние выше каких-то принципов и понятий о справедливости.
И костяк этой массы — наша интеллигенция, академические круги, журналисты, политологи и другие публичные фигуры, которым надо найти себе место при любой власти.