Почему не начинается деблокада?
Документами от 9 ноября 2020 и 11 января предусматривалось разблокирование коммуникаций в регионе. Через год после подписания первого трехстороннего заявления по Карабаху взаимное согласие отсутствует.
Почему до сих пор невозможно конкретизировать, в какие сроки и какие дороги будут деблокированы? На вопрос депутата от парламентского большинства Марии Карапетян ответил глава армянского правительства Никол Пашинян:
— В какой-то момент нам казалось, что мы очень близки к решению. Что мы имеем в виду, говоря «решение»?
Наше понимание таково: в результате открытия региональных коммуникаций западные районы Азербайджана должны получить автомобильное и железнодорожное сообщение с Нахичеванью, Армения должна получить железнодорожное сообщение с Ираном через территорию Азербайджана и железнодорожное и автомобильное сообщение с Россией. По сути, если Азербайджан получает сообщение с Нахичеванью через территорию Республики Армения, сообщение получает и Турция. Я имею в виду, здесь совсем нет нарушения баланса.
В чем причина того, что в тот момент, когда нам казалось, что мы уже близки к решению, решения не случилось?
Выяснилось, что под открытием коммуникаций Азербайджан подразумевает, к примеру, сообщение между Горисом и Капаном — через территорию Азербайджана.
В чем тут проблема? Проблема в том, что, по сути, мы не нуждаемся в таком сообщении. Для это лишь технический вопрос: сейчас у нас новая дорога — Ереван-Капан. В течение ближайших месяцев, какие бы краткосрочные сложности это сейчас не доставляло, у нас будут альтернативные дороги и для Чакатена, и для Воротана, и для Бардзравана, и для Шурнуха, будет и альтернативная дорога Горис-Капан…
То есть причина того, что этот вопрос не решился, в том, что в контексте [взамен на] получения сообщения между Азербайджаном и Нахичеванью Азербайджан подразумевает сообщение между Арменией и Арменией по таким формулам, каким является существующий участок Капан-Горис.
Данная трактовка не имеет отношения к тексту заявлений, датированных 9 ноября и 11 января.
Однако накануне должностные лица, в том числе секретарь Совбеза, делали акцент на так называемом «Зангезурском коридоре», им же обуславливая в том числе военные столкновения последних дней.
Секретарь Совета безопасности Армении, в частности, заявил: «В последнее время Азербайджан, не получив желаемое — коридор, начал торпедировать весь переговорный процесс <…> Знаете, когда РФ огласила тот факт, что никаких действий в рамках коридорной логики не будет, последовали сначала закрытие участков дороги Горис-Капан, установка таможенных пунктов, затем — напряжение на границе»
В начале 2021 года Ильхам Алиев, говоря о деблокаде, периодически отмечал, что могут открыться пути, связывающие Азербайджан с Нахичеванью и Турцией через территорию Армении, а Армению — через территорию Азербайджана — с Россией и Ираном. Когда в повестке оказалсь эта описываемая армянским премьером перспектива (Горис-Капан взамен на Азербайджан-Нахичевань), не отмечается.
Во второй части своего выступления Никол Пашинян коснулся вопроса границ и делимитации:
— Так как у нас, кажется, не было разговора по этому поводу… Смотрите: мы много говорим о границах. Много говорим об участке дороги Капан-Горис, которое я называю участком Эйвазли-Чайзам.
Необходимо констатировать, что, естественно, правительство Армении изучило все де-юре имеющие значение документы об осуществлении делимитации между советской Арменией и совестким Азербайджаном. Такие документы есть, существуют и ни по одному из них рассматриваемая часть не находится на территории Республики Армения. Ни по одному.
Когда мы говорим, что, предположим, театром вчерашних действий была территория Республики Армения, нам говорят: «Откуда вы знаете?». Мы знаем это так же, как знаем и то, что Эйвазли и Чайзами не являются территорией Республики Армения.
Этим и аргументируются наши подходы. И совершенно неважно, получая независимость, провозглашал себя Азербайджан правопреемником Советов или нет. Потому что Республика Армения провозгласила независимость на территории советской социалистической республики Армения, так и была признана международным сообществом.
Следовательно, граница, де-юре имевшая значение во времена Советского Союза, и теперь де-юре имеет международное значение. Таковы наша формула, наше понимание и наша стратегия.
Мы четко зафиксировали три разных вопроса, не взаимосвязанных друг с другом. Как то: открытие региональных коммуникаций, демаркация и делимитация границ, урегулирование вопроса Нагорного Карабаха.
Это разные вопросы, и содержание и формулы обсуждения этих вопросов различны, какую бы связь друг с другом они не имели с точки зрения контекста.
Почему не удается демаркация?
В мае и после Россия трижды, включая «разоблаченный документ», выступала с предложением о начале процесса делимитации и демаркации: все три раза Армения выступала за, сказал Пашинян, отвечая в парламенте на вопрос депутата Саргиса Ханданян.
Процесс не двигался с места из-за отсутствия конкретного ответа Азербайджана, заметил Пашинян.
Он напомнил, что еще в мае, на заседании правительства, заявил о готовности подписать поставленное тогда на стол предложение о начале процессов.
«В предвыборный период, до него и после я заявлял, что считаю крайне важным начало и доведение до конца процесс демаркации и делимитации. В мае и после Россия трижды, включая «разоблаченный документ», выступала с предложением. По сути, все три раза мы давали согласие на продвижение этого процесса. По моему впечатлению, процесс не двинулся с места из-за затягивания со стороны Азербайджана или отсутствия конкретного ответа с его стороны», — добавил премьер-министр Армении.
Предложения, некогда сделанные Арменией (о зеркальном отводе войск, размещении по периметру границы международных наблюдателей, начале демаркации и делимитации), остаются в силе, заключил Пашинян.