Главная / Армения / Кто сказал, что окончательный статус Карабаха когда-либо предполагал независимость

Кто сказал, что окончательный статус Карабаха когда-либо предполагал независимость

Кто сказал, что окончательный статус когда-либо предполагал независимость Карабаха, — спросил накануне премьер-министр Никол Пашинян. И ответил: у Карабаха не было даже теоретической возможности не находиться в составе Азербайджана.

«В армянском обществе, в том числе в результате пропаганды, сформировалось следующее представление: если говорят «окончательный статус Нагорного Карабаха», это означает независимость Карабаха. Кто это сказал?», — на заседании Национального собрания Никол Пашинян ответил вопросом на вопрос депутата от оппозиционной фракции (Роберта Кочаряна) «Армения» Артура Хачатряна.

Премьер также напомнил о разговорах в первые и последующие дни войны, о том, как он еще 27 сентября (день начала боевых действий) сказал «войну можно остановить» и сообщил о цене. Говорилось и о неопределенности в вопросе статуса в документах по переговорному процессу: единственным способом добиться независимости Карабаха был референдум, представления о котором у сторон были противоположные.

«Предусматривалось участие в референдуме азербайджанцев Нагорного Карабаха. В документах никогда не фиксировалось, что этот потенциальный референдум пройдет в Нагорном Карабахе, территория никогда не обозначалась. Здесь столько нюансов: как будет определяться статус, что будет в итоге? Кто-либо может ответить?».

То, что независимость Нагорного Карабаха не обсуждалась в рамках какого-либо документа по переговорному процессу, давно известно. Армянская сторона периодически заявляла, что референдум, предусматриваемый переговорным пакетом документов, по логике должен был привести к уточнению статуса Нагорного Карабаха, намекая на то, что статус означает независимость.

Пашинян не в первый раз опровергает эти чаяния.

Еще в апреле, отвечая в том же парламенте на вопросы депутатов, он заявил: переговорный процесс предполагал, что референдум должен отражать свободное волеизъявление всего населения Нагорного Карабаха. Никогда не говорилось о том, где он будет проходить. Азербайджан, по словам Пашиняна, придерживался позиции, что статус какой бы то ни было части его международно признанной территории может определяться лишь путем всеобщего, общереспубликанского референдума, то есть — проходящего на всей территории Азербайджана. Армения была против этого подхода, и по вопросу референдума в переговорах никогда не было конкретики. Не был определен ни ареал референдума, ни выставляемый на референдум вопрос, ни то, кто займется формулировкой этого вопроса.

Пашинян еще раз повторил, что предотвратить войну 2020 года можно было одним способом — возвратом территорий без статуса Нагорного Карабаха: «С учетом наследия в виде содержания переговоров, полученного в 2018 году, я ответственно заявляю: у Карабаха не было даже теоретической возможности не находиться в составе Азербайджана. Это наследие вашей власти. Если это предательство, значит, вы и есть власть предателей».