Главная / Аналитика / Капиталистический проект самоопределения Карабаха

Капиталистический проект самоопределения Карабаха

Вопросы территориальной целостности и права на самоопределение, которые легли в основу конфликта Нагорного Карабаха, имеют имперскую колониальную структуру. С одной стороны, эти принципы несовместимы, с другой стороны, в капиталистическом понимании они в равной мере взаимодополняют и продолжают друг друга.

После первой карабахской войны Минская группа ОБСЕ положила на стол основные принципы урегулирования вопроса, базирующиеся на уважении территориальной целостности и праве на самоопределение. Они не признали республику Нагорный Карабах, то есть не признали право армян на самоопределение. Ни один из предлагаемых принципов не наделял Карабах окончательным статусом, пожалуй, только предложение об общем государстве давало Карабаху окончательный статус в составе Азербайджана.

Таким образом, с одной стороны не признавая Карабах, с другой — признавая территорию Азербайджана на современной карте мира в границах Азербайджанской ССР, ОБСЕ заново утвердила один из принципов современного капиталитического уклада – территориальную целостность государств. Право на самоопределение противоречит [обслуживающей воспроизводство капитализма] идее моноэтнического государства.

Таковы в первую очередь страны-сопредседательницы Минской группы, лидеры нового колониализма, удерживающие под своей государственной диктатурой множество этнических, религиозных и иных сообществ, в том числе включившие в свою государственную систему огромную часть армянской диаспоры: они подвергаются дискриминации, геттоизации, сегрегации и попросту лишены возможности даже думать о самоопределении, они лишь проходят долгий путь [в несколько поколений] превращения из мигранта в местного.

С признанием Нагорного Карабаха появился бы прецедент, который стал бы зеленым светом для существующих в их собственных госсистемах сообществ. Это стало бы серьезнейшим ударом по идее государства, действующей на основе существования секуляристических, титульных наций, идее, представляющей собой одну из опор воспроизводства капитализма.

Не решив карабахский конфликт, Минская группа ОБСЕ заставила его служить своим интересам. В конце концов, это было крупнейшей коррупцией и вымогательством. Расцвел оружейный бизнес: не стоит забывать, что именно занятые в урегулировании конфликта страны были основными поставщиками оружия Азербайджану и Армении. На протяжении 30 лет они удачно использовали вопрос Карабаха для усугубления колониальной зависимости армянского и азербайджанского народов, уничтожения качества жизни, экспроприации. Хорошо известно, как были проданы ресурсы русским – главному стратегическому партнеру, восхвалением колониальной власти которого занимались все власти Армении. Они прекрасно понимали цену самоопределения Армении и отрыва от русских, который привел бы к концу их власти или, вернее, поставил бы точку на них самих.

А самоопределение от Азербайджана им и их кланам ничем не угрожало, напротив, они использовали отведенную им роль, как то: выжать госбюджет на армию и оружие, продать недра и остальные ресурсы, сохранить капиталистический централизованный государственный порядок.

Вопрос самоопределения Нагорного Карабаха – капиталистический проект. Он возник на восходе создания национального капиталистического государства, руководился идеологами националистического либерализма. В капитализме право на самоопределение не может провозглашаться левой идеей. Право на самоопределение не может реализовываться на основе этнических чисток. Социально-политический класс, взявший в свои руки рычаги реализации права на самоопределение Карабаха, был хунтой капиталистов. Они «очистили» от азербайджанцев Армению, Карабах и прилегающие территории. Присвоили эти территории, подобно частной собственности. Те же процессы произошли в Азербайджане, вставшем на путь националистического капитализма. Они изгнали проживавших в Азербайджане армян.

Народы лишь потеряли от этого движения, а группы, пришедшие в двух государства к власти, — выиграли. Они — продолжение друг друга и две стороны одной медали. Эти люди — лишь локальные ставленники глобального капитализма. Что армянское, что азербайджанское общества – нищие и безработные — пребывают в подавленном состоянии, с этими властями им нечего делать. Они не могут надеть  на себя сшитые для них властями одежды идентичности, не могут уподобиться властям, которые служат воспроизводству капитализма, отождествляться с проводимой ими политикой, с совершенными ими преступлениями.

Эти власти помогают бросать в пасть капитализма и разрушать жизни людей. Невозможно, нельзя доверять им жизнь, доверять детей их армиям, их школам – учащихся, больницам – больных, полицейским – заключенных и так далее. Невозможно подчиниться и принять правила системы.

То же касается конфликта. Два общества должны суметь преодолеть барьеры этой тюрьмы. Разделенные стеной, они находятся в одной тюрьме. Их выдрессировали в соответствии с правилами тождественной клетки. В капитализме нет обороны, в капитализме есть имитация обороны, которая создается за счет смерти. Так, тысячи детей были убиты под видом обороны. И это не прекратится, подобное есть повсюду. Это явление будет воспроизводиться, если не появятся альтернативные политики, утопические площадки для критики капитализма и национального государства.

Силы, дискредитирующие идеи мира, примирения и дружбы народов, имеют четкие цели, и эти цели – их банковские счета. Нужно выдержать и сопротивляться идеологии увеличивающихся нулей на этих счетах.

Гаянэ Айвазян, историк

из Фейсбука