В международном аэропорту Физули приземлились первые самолеты. Как власти Азербайджана и заявляли, в сентябре аэропорт открыли. В 2022-м предусматривается открытие международных аэропортов Зангелана и Лачина. Нужно вспомнить, что произошло, когда Серж Саргсян построил в Карабахе маленький спортивный аэропорт и пообещал участвовать в первом полете. Увы, неоконченный полет… Страны-сопредседательницы Минской группы очень быстро дали понять Саргсяну, что нужно спуститься с крыльев самолета мечты и вернуться за стол переговоров. Первым пассажиром аэропорта стал не Саргсян, а российские солдаты-миротворцы. Армянская политическая мысль довольствовалась душераздирающим зрелищем — показом в каннах и парижах незадействованных аэропортов, в результате чего нескольким армянам из Диаспоры удалось зафиксировать карьерный рост в своих резюме. Между тем, Азербайджан в течение нескольких месяцев построил новый аэропорт, и никто его за это не осуждает, так как он занят развитием транспорта на своей территории.
В преддверии войны в рамках одного буржуазно-просветительского проекта выступал один из видных исполнителей местного агитпропа по вопросу Карабаха. Он ссылался на какие-то социологические опросы, проведенные контрой Республиканской партии Армении, о том, что население страны не хочет сдавать Карабах. Есть все предпосылки для того, чтобы удержать его, нужно ждать до тех пор, пока Азербайджан исчезнет с лица земли, и вопрос Карабаха будет закрыт. Это был 2019 год. Я спросила видного: почему в таком случае крыло, выступающее в защиту карабахского статус-кво, приверженцы войны Кочарян и Саргсян на протяжении 20 лет не избирались армянским обществом, а узурпировали власть? Ответить он не смог. На помощь пришел другой видный антрополололог [обыгрывается выражение об использовании множества пустых слов с целью убедить в своей правоте – ред.], представитель передового буржуазно-националистического крыла, завопившего «Но причем тут это?». Все радостно перевели дух, разговор был закрыт.
На выборах 2021 года в Армении карабахский клан не только проиграл, но и власть осталась в руках проигравшего Никола Пашиняна. Данное обстоятельство повергло в шок не только представителей криминального клана, но и годами обслуживающие их банды интеллигенции. В каком-то смысле они и стали жертвами собственной пропаганды, жертвами произведенной ими лжи: возможно, действительно сложно было представить, что стирка десятков лет, которую вешали на уши людей в колоссальных дозах нищеты, бедственного положения, страха и ненависти, не до конца завладела их разумом. В этом смысле выборы 2021 года были хорошей оплеухой. Выбор был невелик, если не сказать, что его не было. Преступника войны не выбирают. Мы выбирали между преступниками войны — победителями и проигравшими. Другого выбора не было. В этом случае выбор в пользу потерпевшего поражение — этическое решение.
Эти выборы показали, что национальный вопрос существует для буржуазного капитала – и только. Это прописная истина: во всем мире основой национального государства и национализма является буржуазный капитализм. Большая часть армянского общества, не владеющая капиталом и страдающая от нищеты, не разделяет отраженное в учебниках, новостях, Каннских фестивалях буржуазное восприятие национального вопроса. Высокопарные заявления армянских политических элит о вопросе Нагорного Карабаха, выступления, книги интеллигенции и звучащие в пабах песни типа «налей вина» — они об узких социально-политических группах, имеющих деньги, и направлены на их жизнеобеспечение. Хоть Никол Пашинян и Роберт Кочарян демонстративно отправили на войну своих сыновей и обоих получили обратно живыми и невредимыми, родители, друзья, родственники четырех тысяч погибших, без вести пропавших, плененных и раненых ребят отвергли тех, кто «делает землетрясение в Агдаме». От чьего имени в таком случае продолжаются реваншистские заявления, от чьего имени и для кого тексты с официальных трибун Армении, которые не способствуют прекращению политики войны?
Армянские официальные круги, втянув страну в позорную войну, теперь говорят о мире. Призывали вооружаться и отправляться на войну, год назад обещая убийства армянских детей в колыбелях и нашествие турок под стенами Вены. Теперь они говорят о мире в регионе. Это не о мире. На том же языке предшествующая им власть годами говорила, что готова к взаимным уступкам, а Азербайджан не хочет. А почему же вы не уступили одной пяди хотя бы в качестве примера? Как и теперь: если Армения готова к миру, а Азербайджан — нет, пусть сделает шаг. Армяне Карабаха возвращаются, Степанакерт не захвачен, Алиев объявляет их гражданами Азербайджана. Пусть Пашинян наделит гражданством уехавших из Армении азербайджанцев. Как миротворец, совершит практические шаги: извинится за последствия войны и так далее. Так должно проявляться истинное желание мира, а не бегством в Москву, плачем на плече старшего брата и жалобами.
Руководитель дипкорпуса Армении требует решить вопрос Карабаха в рамках предложений Минской группы. В каких рамках? В рамках, которых уже не существует? Минский поезд давно ушел. Теперь сопредседатели всего-навсего пытаются обеспечить себе доли контроля на новых дорожных картах. Формата, предлагавшегося 30 лет, больше не существует по одной простой причине: Армения потеряла контроль над территориями Азербайджана и возможность сдать их добровольно. Более того: отдала за это тысячи жизней. Что теперь можно выжать, урвать, кого еще из оставшихся в живых убить?
Конечно, армянские дипломаты прекрасно понимают, что принципы, которых они требуют, никто не предложит. Пашинян не хочет брать на себя ответственные решения, а хочет власти, подобно чемодану. Он понимает, что договор мира рано или поздно должен быть подписан, но хочет оставить это будущим поколениям, как до него оставляли договор о сдаче территорий вокруг Карабаха, оставляя себе власть. Это неразумно и усугубит изоляцию Армении. Есть опасность того, что при отсутствии сотрудничества со всеми силами в регионе, будут построены дороги и аэропорты, обходящие стороной Армению, тогда в Каннах можно будет показать последнюю трагедию — и все.
P.S. После второй войны власти Азербайджана не применили политику, проводимую политическими элитами Армении после первой войны. Степанакерт не был захвачен, хоть и под контролем российских миротворцев, но часть армянского населения Карабаха вернулась обратно. Алиев провозглашает их заблудшими гражданами Азербайджана. Он не дурак, но алчен и капиталист. Он и его близкое окружение завладели всеми средствами капитала в Азербайджане. Азербайджанское общество – заложник политики этой семьи. Есть множество политзаключенных, многие покинули страну и живут заграницей. Конечно, интеграция в подобное общество не лучшая перспектива. Но и мифы об армянской демократии преувеличены. Власти Армении тоже экспроприировали местных граждан, заставляли эмигрировать. К сожалению, в современных национальных государствах политика капитала лишает возможности интеграции, везде без исключения создают меньшинства.
Армянское и азербайджанское общества, альтернативные властям политические силы должны выйти из национального пузыря, суметь ставить под сомнение проводимую сверху политику, а не лить воду на их мельницу. Необходимо помочь обществам преодолеть атмосферу вражды и ненависти, пойти на примирение и мирное сосуществование, не оставлять эту инициативу властям.
Гаянэ Айвазян, историк
из Фейсбука