интервью приурочено к Трндезу, Дню св. Валентина и празднику Сретения Господня
— Цель отношений – исцеление, а выходит драма. Почему?
— А драма начинается уже с отношения к этому дню, задуманному, как праздник, повод для радости, любви, а не сведенный к празднованию строго ограниченного типа отношений.
— С чем именно мы поздравляем друг друга 13-14 февраля, т.е. в Трндез и ДсВ? Какое это имеет отношение к празднику Сретения Господня.
— По идее этот день адаптирован к празднику Сретения Господня — встречи двух концепций отношения к миру, людей друг к другу – Ветхого и Нового. Но не будем слишком вдаваться в «богословие». Все христианские праздники в принципе об одном – о Любви. Но как сочетать праздник, т.е. временную точку радости, февральской воздушности, встречу весны с зимой, с серьезным видом. Вот, наверное, и внесли в него легкость ритуалами с перепрыгиванием через костер, дарением сердечек и т.д. И этот праздник превратился скорее в день влюбленных, и хотя он о том же, через 40 дней после Рождества, это просто еще один повод напомнить и провести в радости. Но и не будем забывать, что речь о любви духовной или, как сейчас говорят, безусловной, которая и к детям, и к родителям, и к ближнему, и к сестрам-братьям, и к врагам, и даже к самому себе, а ДсВ, как более светский — день как бы влюбленности… В Армении еще более жестко — это праздник больше с религиозным оттенком, исключительно молодоженов и как бы сбоку еще и влюбленных пар.
— А отношения МЖ? Все-таки в ритуалах как бы присутствует в основном этот смысл.
— И МЖ отношения тоже. Но на уровне глубинной духовности разницы полов не существует. На этом уровне мы все люди. С другой стороны на стадии влюбленности происходит становление мужчины и женщины. Мужчина формируется в отношении женщины, и женщина в отношении мужчины. Там они находят и осознают себя, и одновременно — что каждый из них половинка без другого. На необитаемом острове у нас нет пола. И тот мужчина — воин, которого так долго мы все ждем от «Небес», тоже формируется там же. А на стадии любви безусловной уже разница полов стирается, потому что человек становится самодостаточным, т.е. сам — целым. Это возможно благодаря тому, что вторая половинка уже есть внутри нас, но наши партнеры по жизни нам помогают увидеть ее отражение в себе (вспомним юнговских «анима» и «анимуса»). И на этой стадии — это уже объединение двух более или менее целостных существ, которые могут в принципе и друг без друга, но зачем, если можно удвоить или даже утроить свою созидательную энергию в сплаве мужского и женского начал. Потому изначально в мальчиках и девочках так важно воспитать уважение друг к другу именно как — это нечто без чего я не целостен. Потому и этот день тоже неплохо бы отмечать и лишний раз пользоваться поводом транслировать на общество смыслы и символику этого дня.
— А у армян свой день, зачем нам «чужой»?
— Трндез и ДсВ — это об одном и том же, но у ДсВ сформировался более светский смысл. Причем эта светскость была внесена скорее всего намеренно, потому даже не имеет смысла много обсуждать самого «виновника торжества». Можно отмечать и то, и другое, или не отмечать ни одного, если это тебе чуждо. Но из-за этого еще раз делить, разбивать и так в клочья разорванное общество, не думаю, что целесообразно. Именно нецелесообразно, покуда в день о «любви» таким образом вносится идея антилюбви какой-то.
— Т.е. можно Ж любить Ж, а М — М?
— На том уровне, о котором мы говорим, не можно, а нужно.
— А как же сексуальные отношения?
— Отношения МЖ прежде всего для творческого взаимодействия энергий (М энергии и Ж энергии ), а потом — что от этого взаимодействия получается — семья, дети, секс, а может общее дело от общего бизнеса до глобальных задач… Т.е. все остальное уже следствия, результат. Но опять говорю, по идее этот праздник изначально был не только об МЖ отношениях. Да и во многих странах он и сейчас так празднуется — все поздравляют друг друга. Если хотите, в христианском смысле это даже и к врагам, которых там заповедовано возлюбить. И к себе самому, потому что если мы себя не умеем любить, а многие традиции в нас постоянно вбивают чувство вины, мы и не сумеем себя транслировать, как достойные любви. Это только в сказках принц сам находит спящую принцессу. Или разве что какие-то особо продвинутые души, которые такой поиск ведут добровольно для каких-то им одним ведомых целей …
— Вот к врагам уж никак не понятно, что от нас «простых смертных» требуется. Ну как же их возлюбить?
— Надо просто помнить, что здесь у нас это все роли, а в первооснове мы все души, семьи, соцветия душ, и врагом по воле судьбы может оказаться даже просто наше зеркальное отражение, который на самом деле нам учитель … И «враг» может оказаться просто «учителем», с которым был такой «контракт». Можно же его просто поблагодарить, как «учителя». Если смотреть на вещи с этого ракурса, то можно через это «возлюбив» ударить в нужное время в нужную точку и спровоцировать тектонические сдвиги в смысле перехода совсем на другой уровень всех отношений, даже международных.
— Международных? Ой, отсюда давайте поподробнее.
— Давайте политизировать будем в какой-нибудь другой день.
— И все же вы как-то совсем не отделяете МЖ отношения от остальных, или это так кажется, ведь в эти праздники все же акцент делается на них?
— Отделяю, но в них сейчас слишком много драмы. Вообще везде, а в Армении как-то особенно. Слишком много запретов, традиций, барьеров, людям сложно лишний раз друг другу улыбнуться, не то, чтоб открыто любить. От этого очень много проблем и в остальных областях жизни. Можно сказать это базовый раздрай нашего времени – с одной стороны посыл друг друга любить (от христаинства, да и других религий и учений), а с другой – городить стены, лабиринты, чтоб, казалось бы, напрочь отбить это желание раскрывать в себе и даже наоборот подавлять и всяческим образом вытеснять, как что-то запретное. Наверное это тоже для чего-то – может чтоб взрастить способность безусловной любви, трудно сказать, «неисповедимы пути Господни», не думаю, что религии и другие ограничения «спускаются» народам случайно, и каждому свои.
— Вернемся к изначальному вопросу. Т.е. в итоге, что нужно желать и кому на День св. Валентина?
— Конкретно в этот день лучше желать друг другу именно влюбленности для легкости бытия. Помнится, в советских школах по окончании букваря раздавали деткам «дипломы», которые назывались «Первые шаги». Вот это день начала этих первых шагов, когда «детки» учатся любить. Стадия, когда пока детки играют в любовь. При этом «детки» могут быть любого возраста, хоть 17-ти, хоть 70-ти. Ведь именно пока мы любим, как детки, мы ими и являемся. И еще в этот день и не только в этот хотелось бы пожелать всем нам вплотную заняться пересмотром наших стереотипов и правил, которые уже давно отработали свои изначальные смыслы, задачи и сейчас пожирают нашу самую главную жизненную энергию. Т.е. это об устранении основного препятствия раскрытия в себе самом той самой способности, праздник которой мы сегодня отмечаем.
Для этого первопроходцам нужна самая малость – перестать смотреть на то, что о тебе подумают, говорят или сплетничают, а суметь жить так, чтоб становится причиной пересмотра другими оценок, а не их следствием. Т.е. т.о. задавать свою систему ценностей.
Представление о любовных отношениях, как о счастье, очень далеко от реальности. «Счастье», так же как и все, на что мы хотим по жизни опереться, достигается тогда, когда его как бы уже и не надо, потому это всегда мираж. Когда уже понимаешь, что в планах Бога на тебя его вроде как бы и нет, поневоле возвращаешься, вспоминаешь о более глобальных задачках, задачам вне собственного эго. Так ВС «заманивают», а потом выгоняют из кокона комфорта. Потому, конечно, умение любить для человека на стадии становления тоже очень серьезно, потому как на этой стадии происходит его становление. Или не происходит … В «счастье», в представлениях о любви, как о нем, застреваешь, но чтоб идти вперед, нужна более глобальная «задача», нежели личностное болотце комфорта. Умение любить безусловно, не знаю, достижимо ли оно в человеческом теле для «простых смертных», но стоит стремиться, или жизнь заставит, потому как это тоже само по себе достаточно глобальная задача, ведь наше любое состояние так или иначе считывается со стороны, хоть и не всегда осознается. А пока мы застряли на стадии наших нереалистичных фантазий. Т.е. надо пользоваться любым поводом для праздника и радости, но и не забывать, что это лишь привал.
— Ну если уж обо всем, что имеет отношение к любви: а любовь к Богу для «простого смертного» — это реально?
— Ну бог может быть у каждого свой, и я, например, это воспринимаю, как для начала – это благодарность, благодарность всему, что вокруг, от человека, до ситуаций, в которые попадаешь. Восхищение красотой мира. Недаром всяческие молитвы начинаются с восхваления. Или, если попроще, как сейчас принято говорить, это умение видеть положительное во всем, это и есть благодарность. И в самом себе тоже. И это тот фрагмент тебя, который ты полюбишь, от которого можно всегда начать самовосстановление до той целостности, от которой когда-нибудь приходит и навык безусловной любви. Благодарность (за «благо»+ «дарение») – это Портал, энергетический портал, как информационный, так и силовой. Впрочем, последние где-то сливаются.
Лала Погосян
интервью взято для «Дзен»