Армения и Азербайджан еще 8 декабря 1991 года, совместно подписав «Соглашение О создании Содружества Независимых Государств», уже обоюдно признали территориальную целостность, и отсутствие друг у друга территориальных претензий друг к другу. Об этом заявил глава армянского МИД Арарат Мирзоян в интервью информагентству «Арменпресс», говоря о позиции Армении относительно предложений. Он особо подчеркнул, что любые переговоры вокруг мирного договора должны проходить без предусловий.
Ранее его азербайджанский коллега представил 5 принципов мирного соглашения: письмо, датированное, по словам Мирзояна, 21 февраля, было передано армянской стороне только 10 марта.
«Следует также отметить, что указанные в предложении пункты не полностью отражают всю повестку существующих проблем. Для армянской стороны принципиальным и основополагающим является четкое гарантирование прав и свободы армян Арцаха, а также окончательное определение статуса Нагорного Карабаха. Для нас нагорно-карабахский конфликт — не территориальный вопрос, а вопрос прав.
Как сообщалось ранее, армянская сторона ответила на предложение Азербайджана соответственно указанной позиции».
Также в предложениях затрагивается процесс делимитации и демаркации границ между двумя странами и разблокировка транспортных инфраструктур в регионе. У министра спросили, как протекают эти процессы?
«Мы считаем, что договоренности, закрепленные в трехсторонних заявлениях от 9 ноября 2020 года, 11 января 2021 года и 26 ноября 2021 года, должны быть реализованы в полной мере.
Как вы знаете, мы даже выступили с комплексными предложениями по реализации этих договоренностей, к примеру, с зеркальным отводом войск и внедрением механизма международного мониторинга, которые, однако, азербайджанская сторона отвергла».
Что касается формата переговоров касательно мирного договора, министр напомнил, что внешнеполитическое ведомство уже обратилось к сопредседателям Минской группы ОБСЕ с просьбой организовать соответствующие переговоры, основываясь на Уставе ООН, Международном пакте о политических и гражданских правах и Хельсинкском Заключительном акте.