Швейцарская банковская система известна своей секретностью. Иногда открытые в швейцарских банках счета принадлежат не их реальным владельцам. Как объяснить наличие на счету гражданки Армении 106 млн. швейцарских франков? На этот вопрос попытался ответить Hetq.am.
В 1997 году гражданке Армении Нине Минасян было всего 14 лет, когда на ее имя открыли банковский счет в Швейцарии.
По состоянию на 2013 год на этом счету было несколько десятков миллионов швейцарских франков.
Трудовая история Минасян, неимение какого-либо бизнеса и семейные обстоятельства порождают несколько вопросов. Как гражданке Армении удалось накопить такую сумму? Кому на самом деле принадлежат эти деньги? Использует ли истинный владелец имя Минасян, чтобы скрыть свое состояние?
Информация о банковском счете Минасян содержится в утечке банковских данных из трансграничного журналистского расследовательского проекта одного из самых заметных и богатых банков мира Credit Suisse. Информацию немецкой газете Süddeutsche Zeitung предоставил анонимный источник, которая передала данные Hetq.am и десяткам других журналистов-расследователей в рамках трансграничного журналистского расследования, получившего название Suisse Secrets.
Регистрация бизнеса на имена надежных лиц (proxy), открытие оффшорных и банковских счетов — один из множества способов скрыть богатство. К этому методу в Армении неизменно прибегали различные должностные лица и олигархи. Формально они не имеют никакого отношения к данному бизнесу или крупной сумме, но на деле являются их истинными владельцами.
Несмоторя на то, что в ходе расследования ресурс не нашел существенных доказательств того, что Минасян является чьим-то доверенным лицом, отсутствие обоснований ее колоссального богатства порождает вопрос о том, было ли ее имя использовано для сокрытия третьего лица.
В утекших данных о банковских счетах отмечены имя-фамилия Нина Минасян и дата рождения, что позволило найти ее через открытые данные. В Армении есть только один человек с таким именем и датой рождения.
В квартире, где прописаны Минасян, ее родители и брат, никто не живет. Соседи рассказали Hetq.am, что семья в Москве.
Нина Минасян проживает в швейцарской столице Берн и работает в компании «Comfone», оказывающей телекоммуникационные услуги.
Несколько месяцев назад на сайте компании можно было найти фотографию Минасян и короткое интервью с ней, в котором она рассказывала, как перебралась в Швейцарию. Однако теперь этой информации на сайте нет.
Что касается соцсетей, Нина Минасян зарегистрирована только на LinkedIn в качестве сотрудницы ВиваСелл-МТС. В компании сообщили, что Минасян не работает с 2014 года. Бывшие коллеги охарактеризовали Нину как замкнутую, необщительную, она не поддерживает связь ни с кем из коллег.
Сотрудник Süddeutsche Zeitung связался с Минасян через LinkedIn. Она согласилась ответить на вопросы об источнике средств, хранящихся на ее банковском счету, и попросила прислать их в письменном виде. 26 января вопросы были отосланы, но ответа не последовало.
Через какое-то время Hetq.am позвонил в «Comfone» с просьбой соединить с Ниной Минасян. «Телефонистка сообщила, что Нина разговаривать с нами не желает, а свои вопросы мы можем отправить на электронную почту.
Мы отправили вопросы Минасян. Ответа не поступило. В течение месяца написали ей несколько писем, ни на одно из них она не ответила. Минасян даже заблокировала наши электронные адреса.
За это время мы изучили ее семью и никакого обоснования ее богатству не нашли.
Одна из соседок по зданию сказала, что иногда они пили кофе с матерью Минасян — Цохик Закарян. Соседка удивилась, узнав, что Нина в Швейцарии. Сказала, Цохик столько раз приходила в их дом, но никогда не говорила о том, что дочь живет в Швейцарии.
Цохик Закарян 22 года проработала в Комитете по управлению госимуществом. До 2021 года была руководителем подразделения внутреннего аудита Комитета. Говоря о ней, сотрудники отмечают, что она не была близка почти ни с кем. В 2021 году уволилась: ни у кого из сотрудников нет о ней информации, связь с ней они не поддерживают.
В Ереване мы нашли дядю (по матери) Нины Минасян Тиграна Закаряна. Его удивило, что у Нины могут быть такие деньги. Сказал, что не верит, потому что, судя по их быту, представить подобное невозможно. Он также сказал, что с Ниной у него связи нет, а с Цохик они редко общаются.
Отец Минасян Санасар работает водителем в Москве. А брат Нины Саргис Минасян, по нашим данным, нигде не работает.
3 апреля мы получили сообщение от Цохик Закарян, в котором она просила связаться с ней. Мы позвонили на ее российский номер. Мать Нины была в курсе нашей встречи с ее братом и соседкой.
Цохик Закарян сказала, что у ее дочери нет таких денег в банке, а имеющиеся у нас данные назвала ложными. А брат Нины Саргис, также участвовавший в разговоре, сказал, что его сестра не отвечала на наши письма, считая, что пишут хакеры.
Мы попросили передать Минасян, чтобы она связалась с нами и лично или через электронную почту ответила на наши вопросы. Через несколько дней Нина Минасян ответила нашему немецкому коллеге в LinkedIn-е.
По сути, она считает наши данные ложными и утверждает, что не имеет отношения к упомянутой сумме денег».
У Credit Suisse Hetq.am поинтересовался, проверяли ли они происхождение этих средств. Банк дал стандартный ответ: при открытии счета они проверяют источник происхождения, а остальное является банковской тайной.
«Нина Минасян, вероятно, уже в курсе нашего запроса в банк и, возможно, она связалась с банком. Банку известно, что в слитых данных нет всего того, чего в своем ответе требовала от нас Минасян. Очевидно, что Нина ответила на наши вопросы после того, как посовещалась с банком и юристами.
Стоит отметить, что расследование Credit Suisse подняло в Швейцарии большой шум, став на некоторое время основной темой для обсуждений. Считаем, что банк провел со своими клиентами некоторые консультации и дал советы касательно общения на эту тему с журналистами и предоставления верных ответов.
Мы направили запрос и в Центробанк Армении, отметив, что у гражданки Нины Минасян имеются крупные суммы на банковском счете в Credit Suisse, и мы подозреваем, что он, возможно, был открыт с целью отмывания денег. Спросили, совершались ли переводы из армянских банков на швейцарский счет Нины Минасян, и наоборот — переводила ли Нина Минасян деньги из швейцарского банка в армянские.
Центробанк ответил, что запрашиваемая информация является банковской тайной. Мы это осознавали, но наши исследования позволяют предположить, что Нина Минасян не могла иметь такую большую сумму денег.
В данном случае Центр финансового мониторинга (ЦФМ) Центробанка должен проверить предоставленную банку информацию, а если найдет основательные подозрения, должен поставить в известность правоохранительные органы.
ЦФМ не сообщает о результатах своего исследования другим органам.
Возможно, в 1997 году счет на имя Минасян открыли ее родители или уполномоченное ими лицо, юридическая компания.
В те годы (1996-1997гг.) ее мать Цохик Закарян работала в Центральном банке Армении.
И Минасян, и ее мать это отрицают.
Согласно утекшим из швейцарского банка данным, за три года (2013-2016) Нина Минасян потратила около 25 млн. франков».
Источник Hetq.am