«Карта погибших военных», где собраны подтвержденные данные о российских потерях в ходе войны с Украиной, показывает, что военнослужащие из национальных республик гибнут чаще, чем из регионов с преобладающим русским населением, при том, что население этих республик заметно меньше, чем центральных регионов России. Лидируют в этом списке Дагестан и Бурятия: на 9 сентября подтверждена гибель 292 дагестанских военнослужащих и 256 бурятских; при этом в самом «русском» регионе России, Тамбовской области, этот показатель составляет 44 человека, а в Москве, население которой почти в четыре раза превышает население Дагестана — 17. Диспропорция по национальному признаку прослеживается и среди потерь отдельных регионов: так, 80% погибших военных из Астраханской области — казахи, при том что они составляют лишь 16% населения этого региона. Речь идет о домобилизационных потерях, то есть в основном (но не только) о контрактниках.
21 сентября в России была объявлена «частичная мобилизация», которая должна затронуть триста тысяч военнообязанных; повестки люди стали массово получать в тот же день. Хотя Путин, Генштаб и государственные СМИ утверждали, что у призыва множество ограничений (боевой опыт, возраст и т.д.), с первого же дня мобилизация стала хаотической. В социальных сетях и изданиях появляется множество сообщений о том, что повестки выдают неслужившим, инвалидам, пожилым людям, студентам, задержанным участникам антивоенных митингов, многодетным отцам.
Но самой заметной особенностью мобилизации стало углубление национального дисбаланса в российской армии — несмотря на заявление комитета Госдумы по обороне, что мобилизация в большей степени затронет густонаселенные центральные и западные регионы, на деле мы видим, что именно в национальных республиках она приобретает характер тотальной.
В некоторых районах Бурятии повестки стали выдавать уже в ночь на 21 сентября: так, ночью собрали мужчин бурятского поселка Курумкан, чтобы в тот же день увезти их в военную часть в Улан-Удэ; облавы проходят и в других селах республики, сообщает Фонд «Свободная Бурятия». Есть сообщения о том, что студентов Государственного университета Улан-Удэ забирали в военкомат прямо с пар.
Ночь на 21 сентября в Бурятии уже называли «Варфоломеевской». Всего в республике живет около миллиона человек — примерно 0,66% населения России; если бы призыв распределялся по регионам равномерно, из Бурятии должны были бы мобилизовать не более двух тысяч человек. Между тем, Владимир Будаев, представитель «Свободной Бурятии», сообщил Epress, что счет получивших повестки жителей республики уже, вероятно, идет на десятки тысяч.
В телеграм-каналах также распространяется «мобилизационный список» по туапсинскому району Краснодарского края, в котором из двенадцати фамилий призывников — десять армянские, при том что армяне, согласно переписи 2010 года, составляют 13,67% населения района.
В Кабардино-Балкарской республике возраст подлежащих призыву увеличен по сравнению с тем, что заявлял Генштаб.
В Чечне, как утверждает глава республики Рамзан Кадыров, мобилизации вообще не будет проводиться в связи с тем, что план по призыву «на 254%» перевыполнен за счет добровольцев. Несмотря на это, как сообщает «Новая газета. Европа», 564 чеченца из разных регионов России были принудительно доставлены в Чечню и мобилизованы; записаться добровольцами заставили родственников женщин, вышедших на митинг против мобилизации в Грозном; чеченских мужчин, подавших документы на загранпаспорт во время мобилизации, также похищают и мобилизуют.
В Крыму, как сообщает украинский и крымско-татарский журналист Осман Пашаев, 80% получивших повестки — крымские татары, при том что они составляют менее 20% жителей региона (в своем посте на Facebook Пашаев не ссылается на источник своих данных о призыве).
Администрации Чувашской республики поставили задачу мобилизовать 3000 человек, при этом упор, как сообщает «Сердитая Чувашия», будет сделан на деревни. Например, из деревни Ассаново, где насчитывается 600–700 жителей, планируется призвать шестьдесят человек, среди которых есть неслужившие.
В Республике Тыва, по словам сообщества «Новая Тува», «с одного поселка забирают по 100 человек. <…> Призывают неслуживших, многодетных отцов, инвалидизованных людей, студентам промывают мозги в ТывГУ».
По данным ОВД-Инфо, с момента объявления мобилизации антивоенные митинги прошли в 33 городах России; больше двух тысяч их участников были задержаны, по меньшей мере в пяти городах задержанным выдавали повестки в военкомат. За последние несколько дней россияне попытались поджечь около пятнадцати военкоматов и других зданий (офисы правящей партии, местные администрации). Вспыхивают протесты и в национальных республиках. Несколько протестных акций прошло в Дагестане: в селе Бабаюрт жители перекрыли дорогу; в селе Эндирей, откуда призвали больше ста человек, перекрыли федеральную трассу Хасавюрт-Махачкала; 25 сентября в Махачкале прошел митинг. В тот же день, как сообщает SakhaDay, в Якутске состоялся антивоенный митинг, туда пришло около 400 человек, в основном женщины — они скандировали антивоенные лозунги, пели песни про мир и водили хороводный танец осуохай вокруг силовиков.
Наконец, стоит отметить, что с 21 сентября россияне массово покидают страну. Жители европейской части России бегут в страны Южного Кавказа и Центральной Азии, жители Сибири — в Казахстан, из Бурятии едут в Монголию. Стоимость авиабилетов (практически закончившихся) в Армению, Грузию, Турцию, Казахстан и Кыргызстан может достигать нескольких тысяч долларов. На границах с Грузией и Казахстаном выстроились многокилометровые очереди, перед некоторыми КПП автомобили стоят в пробках по несколько суток. На трассах Северной Осетии, ведущих к грузинской границе, появились полицейские посты, сдерживающие поток эмигрантов, разворачивающие машины и берущие взятки за проезд. По сообщениям очевидцев, опубликованных в телеграм-канале «Пограничный контроль», 24 сентября вдоль очереди к КПП на границе Волгоградской области и Казахстана ездили служебные машины и раздавали повестки жителям области (их вычисляли по автомобильным номерам). Кроме того, по сообщению адвоката Павла Чикова, некоторым мужчинам на границе с Казахстаном вручают именные уведомления о запрете на пересечение границы. Следует отметить, что такие инциденты единичны и пока что большинству уезжающих удается покинуть Россию. При этом в СМИ появляются сообщения о том, что 28 сентября, после присоединения к РФ завоеванных территорий Украины и, возможно, объявления военного положения, мужчинам призывного возраста выезд за границу будет запрещен.
За информацией о мобилизации и протестах в национальных республиках можно следить в аккаунтах: @agasshin @asiansofrussia @maladaeva @freeburyatiafoundation