1 марта Национальное собрание Армении приняло предложенный правительством объемный пакет законопроектов, в основу которого лег закон «О гостайне». В числе прочих спорных поправок, необходимость которых требует дополнительного специализированного анализа, парламент внес новое ограничение и в закон «О свободе информации». В частности, в пункт 1 части 1 статьи 8 данного закона (пункт предусматривает отказ в ее предоставлении, если она содержит государственную, банковскую, торговую тайну) добавили слова «либо служебная информация ограниченного распространения». С принятием этой поправки, фактически, был искажен и обесценен весь закон.
Во-первых, как минимум, доподлинно неизвестно, по каким критериям определяется «служебная информация ограниченного распространения», кроме того, обоснование данного ограничения крайне спорно. Выходит, что практически любой документ, циркулирующий в госструктурах, даже если он не содержит никакой тайны, может характеризоваться как содержащий «служебную информацию ограниченного распространения». Фактически, в результате этой законодательной поправки создаются новые основания для отказа от предоставления официальной информации.
Правда, в понятиях нового закона «О государственной тайне» говорится, что значит «служебная информация ограниченного распространения», и его регулировкам посвящена целая глава. Но тот, кто решил воспользоваться законом «О свободе информации», не обязан искать значение упомянутого понятия в законе «О гостайне». И что самое главное — формулировка этого понятия настолько общая, что под ней можно понимать все, что угодно. В том числе — теневые стороны государственных органов и должностных лиц, упущения и злоупотребления, которые в любой стремящейся к демократии стране должны критиковаться обществом и прессой. А теперь большая их часть может остаться закрытой.
Проект нового закона «Об экологической информации» также направлен на ограничение доступности официальных данных, сокрытие упущений и злоупотреблений. Согласно проекту, по этой же логике сильно ограничивается предоставление данных касательно экологии. Напомним также, что с конца прошлого года на обсуждение поставлен проект поправок и дополнений к закону «О правовом режиме военного положения», предоставляющий широкие возможности для применения произвольных и несоразмерных ограничений в сфере информации.
Таким образом, появилась целая регрессивная цепь законодательных инициатив, ограничивающих свободу информации. Это произошло в условиях, когда получение от государственных органов официальных данных и без того натыкается на неописуемые трудности, с множеством необоснованных отказов сталкиваются и физические лица, и СМИ, и общественные организции.
Причем, эти регрессивные законопроекты не обсуждались надлежащим образом со специализированными общественными структурами прежде, чем были обнародованы или внесены в оборот. Между тем, 19 апреля 2021г. мы, нижеподписавшиеся организации, подписали с законодательным органом (в лице председателя парламентской комиссии по вопросам образования, науки, культуры, молодежи и спорта) и исполнительной властью (в лице замминистра юстиции) Меморандум о том, что любое изменение закона, касающегося сферы информации, должно осуществляться на основе разрабатываемой в настоящее время Концепции законодательных реформ с проведением специализированных обсуждений начиная с этапа возникновения идей.
Констатируем, что в течение почти года в ряде случаев власти не соблюдали договоренности, закрепленные в Меморандуме.
Учитывыя вышенаписанное, требуем:
— от президента Армении не подписывать пакет нового закона «О государственной тайне» и принятых вместе с ним законодательных реформ, обратить особое внимание на изменение закона «О свободе информации» и отправить его в Конституционный суд для определения соответствия документа Конституции;
— от Национального собрания и правительства — изъять из обращения законопроект «Об экологической информации» и проект поправок и дополнений к закону «О правовом режиме военного положения», организовать дополнительные исследования и широкие обсуждения с экспертными кругами, а также отправить этот документ на международную экспертизу.
Под заявлением подписались Комитет защиты свободы слова, Ереванский пресс-клуб, Центр медиа инициатив, Институт всесторонней информации-Армения, Гюмрийский клуб журналистов «Аспарез», Центр свободы информации, Клуб общественной журналистики, общественная организация «Журналисты во имя будущего», Горисский пресс-клуб, общественная организация «Фемида».