Многие семьи-вынужденные переселенцы из Нагорного Карабаха с мая не получали денежную помощь (40+10 тысяч драмов) на аренду жилья и коммунальные расходы. Инна Григорян, снимающая в Ереване квартиру, рассказала Epress.am, что только 10 июля, позвонив на горячую линию, она узнала: выплаты не задержали, а вовсе отменили.
«Нам до последнего дня говорили не беспокоиться. Я уже второй месяц беру деньги в долг, чтобы заплатить хозяину квартиры. Почему они заранее не сказали, что выплаты отменят?», — интересуется собеседница.
11 июля Григорян вместе с группой карабахцев пришла в приемную Правительства, откуда их направили в Министерство труда и социальных вопросов. В Министерстве, в свою очередь, посоветовали обращаться в Правительство.
Новость о том, что насильственно перемещенными в 2023г. они больше не считаются, застала врасплох, сказала Светлана Петросова.
«В 2020 году, когда Шуши захватили, мы приехали в Ереван. Затем я вернулась в Степанакерт. Я, как супруга погибшего, получила квартиру в Степанакерте. Мы прожили там 3 года, прошли через блокаду, на каком основании нас считают переселившимися в 2020 году?».
Кабинет министров планировал выдать карабахским семьям, перебравшимся в Армению после войны 2020г., жилищные сертификаты на 10 млн. драмов. Вынужденные переселенцы, покинувшие свои дома в сентябре 2023г., проходят по другой программе: в зависимости от населенного пункта, семьи получат от 3-х до 5-ти млн. драмов на каждого члена и возможность оформить ипотечный кредит. Программа наиболее выгодна для многодетных семей.
Муж Светланы Петросовой погиб на войне, у нее трое несовершеннолетних детей. Ее сестра Маргарита в одиночку воспитывает четверых. У их брата Бориса тоже четверо несовершеннолетних детей.
В начале 90-х семья Петросовых бежала из Баку. Сначала они обосновались в Армении, затем — в Шуши. После войны 2020г. их выселили и оттуда. Семья прибыла в Ереван, спустя несколько месяцев отправилась в Степанакерт, который тоже пришлось покинуть в 2023г.
Сертификат на 10 миллионов драмов не поможет приобрести жилье людям, не имеющим накоплений. В отдаленных селах нет работы, в городах — высокие цены.
«Дома подорожали. Купить квартиру на 10 миллионов я не смогу даже в селе. Покажите мне жилье за такую цену — куплю. Мне нужно взять кредит, оставить детей голодными, чтобы суметь купить этот дом», — заметила Петросова.
Ее брат рассказал, что многие получили сертификаты после 2020 года, но до сих пор ничего не смогли купить: «Через месяц срок сертификата истечет — и все».
С этой же проблемой столкнулись беженцы из Азербайджана, которым после 30-ти лет жизни в местных общежитях в 2019-м выдали сертификаты на покупку квартиры. Сумма рассчитывалась не по рыночным, а по кадастровым ценам. Многие так и не реализовали сертификат. В итоге срок их действия истек, а люди остались жить в тех же общежитиях.