Более пяти лет 47-летний мужчина работал на скотном дворе. В беседе с армянской службой радио «Свобода» (Azatutyun.am) он рассказал, что за эти годы получил всего 25 000 драмов (около $64.4), при этом периодически подвергался побоям со стороны хозяина фермы. Таким же образом эксплуатировали его мать, плевали ей в лицо.
Расследованием занято Управление по расследованию преступлений в сфере траффикинга Следственного комитета. Предварительное следствие уже завершено. Корреспонденты радиостанции нашли семью, годами подвергавшуюся трудовой эксплуатации, в одном из сел Араратской области Армении. Как рассказал мужчина, в 2018 году уроженец Еревана Баграт Мартиросян предложил ему заняться скотоводством — он и согласился.
Мартиросян отыскал для них дом в селе Айанист и купил свиней.
«Заранее сказал, что зарплата составит 80 000, если матерей станет больше, поднимет до 150 000. Все было нормально, ладили, потом свиньи стали болеть и так далее, он приглашал ветеринара, тот осматривал, но они сдыхали», — рассказал мужчина.
Роковым событием он считает гибель 4-х свиней. Владелец фермы потребовал либо заплатить 2 миллиона, либо работать бесплатно. И документ подписать заставил: «Я написал, потом он и жену мою заставил то же самое написать и еще вынудил отметить — чтобы никакая Полиция не вмешивалась».
Супругу и 2-летнего ребенка он отправил домой, а сам вместе с матерью отправился ухаживать за скотом — теперь в селе Нор Гехи. Жили они на территории, прилегающей к хлеву и не сильно отличавшейся от него. Денег им не платили. Хозяин фермы приносил только еду.
За годы работы в Нор Гехи сумма никак не погашалась, напротив — долг вырос почти до 15 миллионов драмов. Помимо эксплуатации, мать и сын постоянно подвергались насилию.
«Если я не подчинялся, он что-то прикажет и сразу нападет, ругает и бьет, говорит «спина у меня сильная, пусть кто угодно приходит — тебя не спасет, я — правильный пацан», — рассказал мужчина.
Он не раз пытался прыгнуть в канал — мать спасала. Они спланировали побег, но осуществить побоялись. По словам 75-летней женщины, зарплату она, конечно, не получала, но и «пенсию в глаза не видела».
Баграт Мартиросян сказал: «Считай — ты в доме престарелых».
Сам Мартиросян — единственный обвиняемый по делу — отрицает обвинения. Признает, что «какие-то траты из пенсии делал, да, но всей суммы не брал». Он подтвердил, что зарплату все эти годы не платил, но также настоял, что такова якобы была воля самих работников — «только еда».
Он и жена заверили журналистов, что давали работникам нормальную еду, в том числе мед, даже делили с ними обед, «какой трафикинг, какое порабощение?».
Эта криминальная история содержит в себе еще одну — такую же: по данным радиостанции, один из работников Мартиросяна пропал, собирая в поле траву.
По словам хозяина фермы, пропавший был вместе с мужчиной, которого признали пострадавшим. «Когда Вардан пропал, я сказал «Амо, человек пропал, он ответил «что мне делать? я ему не сторож». Но он пропал, будучи с ним».
Мартиросян косвенно подтвердил, что избивал Амо.
Он не отрицает также, что матерился. Пытался оправдаться — это потому, что мать с сыном не смыслят в скотоводстве. Плевок в лицо женщины он отрицает.
Неделю назад уголовное дело было отправлено в суд.
16 уголовных дел по статье об эксплуатации людей было заведено в течение первых шести месяцев 2024г. По данным Прокуратуры, за 2023г. зафиксировано 27 подобных случаев. Специалисты Совета Европы и Госдепартамента пишут в своих докладах о траффикинге в Армении: осуществляющие траффикинг должны понести равноценное наказание — лишиться свободы, наказание не должно быть заменено на испытательный срок. Программы помощи уязвимым людям, которые подверглись траффикингу, также неполноценны. Они по-прежнему не получают компенсаций от эксплуатировавших их лиц.
Теперь мужчина, 5 лет проработавший бесплатно, нашел работу в строительстве с поденной платой.