Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк в интервью «Новини. Live» заявил, что с 1 января 2025 года Киев прекратит транзит российских газа и нефти в Европу, но готов осуществлять его из других стран.
«Да, это может быть другой транзитный газ, который пойдет, например, из среднеазиатских стран. Сегодня Европа диверсифицировала поставки нефти и газа из России и уже не играют ту роль, которую играли 10 или даже 5 лет назад в Европе. Более того, напомню, что кроме газа с 1 января 2025 года прекращает работу и нефтепровод «Дружба». По нему нефть получали Словакия, Чехия и любимая нами Венгрия. Согласно резолюции ЕС, они должны найти возможности диверсификации поставок нефти и прекратить транзит через Украину российской. То же самое касается и газа», — заявил Подоляк.
По его словам, если одна из европейских стран посчитает нужным получать газ от Казахстана или Азербайджана, то Украина «готова его транспортировать». Для этого, отметил Подоляк, должна быть «соответствующая логистика, запрос, контрактность, где будет отдельно прописана транзитная роль Украины».
Контракт российского «Газпрома» и украинского «Нафтогаза» о транзите газа в страны Западной и Центральной Европы через территорию Украины истекает в конце 2024 года. Украинская сторона неоднократно говорила, что не будет его продлевать. В конце августа нынешнего года об этом снова заявил президент Украины Владимир Зеленский. «Договор с Россией никто продолжать не будет. Здесь мы поставили точку. Что касается транзита газа от других компаний, если будет продолжаться запрос некоторых наших европейских партнеров, мы будем тогда рассматривать другие вопросы», — говорил Зеленский.
Российскую нефть через нефтепровод «Дружба» получают Венгрия, Чехия и Словакия. Северная ветка трубопровода проходит через Беларусь и Польшу в Германию, а южная — через Украину в Словакию, Чехию и Венгрию. Ранее крупнейшим покупателем российской нефти по «Дружбе» была Германия, но поставки в эту страну прекратились в начале 2023 года из-за санкций, наложенных ЕС на северную ветку нефтепровода. «Ведомости» писали, что в августе казахстанская «дочка» итальянской Eni — Agip Caspian Sea — начала поставки казахстанской нефти в Германию по этому трубопроводу. Она стала третьей компанией из Казахстана, которая экспортирует нефть в ФРГ по «Дружбе».
В середине июля стало известно, что Украина остановила транзит нефти от российской компании «Лукойл» в Словакию и Венгрию. Это произошло вскоре после того, как Совет национальной безопасности и обороны Украины расширил санкции в отношении «Лукойла», добавив, в частности, запрет на транзит.
Военные эксперты — о положении на фронтах
Страны НАТО приняли решение усилить военную поддержку Украины в ответ на самую мощную за все время войны ракетно-дроновую атаку российских войск на украинскую гражданскую инфраструктуру. Об этом сообщила пресс-служба альянса со ссылкой на его генерального секретаря Йенса Столтенберга.
Тем временем, на линии противостояния украинской и российской армий сложилась, как отмечают военные эксперты, двойственная ситуация. Если под Курском ВСУ контролируют около ста населенных пунктов и более 1200 кв. км территории, занятой в результате внезапной наступательной операции, создавая угрозу окружения 3-х тысячной российской группировки в Глушковском районе, то на покровском направлении (Донецкая область) армия РФ, несмотря на большие потери, продвигается вперед, причем ускорившимися темпами.
По данным украинского журналиста и блогера Юрия Бутусова, за последние четыре месяца ВСУ только под Покровском потеряли более 20 населенных пунктов; после трехдневного боя был утрачен город Новогродовка. Россия наращивает здесь усилия и, по-видимому, не собирается перебрасывать дислоцированные там части под Курск, на что рассчитывало украинское командование.
Тем не менее, заявил в среду заместитель директора ЦРУ Дэвид Коэн, украинские войска намерены удерживать захваченную ими территорию в Курской области в течение «некоторого времени», а ожидаемое контрнаступление российских военных будет для них тяжелым сражением.
Президент Украины Владимир Зеленский объяснил операцию ВСУ необходимостью создать России как можно больше проблем на собственной территории и желанием иметь вблизи своих границ «буферную зону» в целях безопасности.
Советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк подчеркнул, что Россию необходимо принудить к участию в мирном саммите, поскольку добровольно она этого не сделает.
Президент Джо Байден пояснил, что американские официальные лица находятся в постоянном контакте с украинской стороной. При этом Белый дом подчеркнул, что Киев заранее не уведомлял Вашингтон о проведении операции в Курской области.
Начальный этап операции ВСУ в Курской области удивил многих, заметил в интервью Русской службе «Голоса Америки» директор аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев. Подчеркивая: для многих случившееся развеяло миф о том, что украинская армия выдохлась и потеряла способность к активным действиям.
«Да, внезапное наступление ВСУ получило широкий резонанс как в Украине и России, так и на Западе, – продолжает Золотарев. – Во всяком случае, военные эксперты оценивали операцию очень высоко. Однако с самого начала был непонятен ее конечный замысел. То ли это лишь первый этап операции, то ли планировалась рейдовая операция, а получилось удачнее? Но факт остается фактом: притом, что ВСУ располагает еще некоторыми резервами (которые здесь можно было пустить в ход), они сейчас придерживают (тепм наступления) на фоне того, что в районе Покровской агломерации сложилась ситуация, близкая к катастрофической».
Расстояние, которое на этом направлении противнику раньше удавалось пройти за 9 месяцев, сейчас преодолевается гораздо быстрее, констатирует эксперт. И приводит в пример недавнюю потерю Новогродовки: «Противник взял его за несколько дней, а точнее — за три. Эксперты говорят, что не хватает людей и что вопросы (в связи со сдачей населенного пункта) надо предъявлять к командованию бригад. Но, наверное, вопросы нужно адресовать и руководству Генштаба ВСУ, поскольку волей-неволей получился такой неравноценный «размен».
Явно, что даже сотня сел в Курской области менее весомы для военного положения экономики и Украины, нежели Покровск».
Покровск — ворота в западный Донбасс, в Днепропетровскую область, напоминает аналитик: «Это город, который является связующим звеном украинской обороны. Но не будем забывать и об экономическом его значении. Это последний (в Украине) источник коксующегося угля. Потеря города приведет к остановке украинской металлургии, и последствия для экономики будут катастрофические. Да, противник может застрять под Покровском. Но может реализоваться и худший сценарий, как с Новогродовкой. Здесь нельзя полагаться на то, что как-нибудь пронесет». Ситуация чревата обрушением фронта, что позволит противнику выйти на оперативный простор, резюмирует Андрей Золотарев.
Вопрос о том, насколько целесообразно было начинать операцию в Курской области, имея такие очевидные риски на восточном фронте, по-прежнему стоит остро, считает политолог из Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова Алексей Мельник.
«На мой взгляд, сегодня больше оснований говорить об оправданности такого риска. Потому что весь выбор состоял в том, как распределить те резервы (ВСУ), которые сейчас использованы на курском направлении. Или сосредоточить их где-то на одном участке, или распылить на нескольких участках. По-моему, максимум, чего можно было ожидать в любом случае, — это снижения темпов российского наступления».
Было необходимо нестандартное, нелинейное решение, полагает Мельник: «Об этом… говорилось задолго до начала курской операции. Со стандартными подходами не приходится рассчитывать на выход из тупика. А учитывая преимущество России в ресурсах, итог был почти предсказуем – если не в ближайшей, то в среднесрочной перспективе. Понятно, что в войне на истощение шансы на успех выше у стороны, чей экономический и людской потенциал больше. Сюда же можно добавить преимущества, которые имеет авторитарный режим перед демократиями (в экстремальных условиях)».
По состоянию на сегодня я оцениваю курскую операцию как успешную, резюмирует политолог. «Однако, — оговаривается он, — при всех положительных результатах в Курской области имеющиеся риски сохраняются. Остается надеяться, что военное командование (Украины) сознает всю серьезность ситуации и учитывает эти риски. Если на покровском направлении произойдет развал фронта и противник вырвется на оперативный простор, то это не только нивелирует успех ВСУ под Курском, но и создаст угрозу для городов Днепр и Николаев. И этим негативные последствия не исчерпаются».
По оценкам американского Института изучения войны, Покровск укреплен лучше, чем Новоградовка, и более важен в логистическом плане. Это, подчеркивают эксперты, дает основания полагать, что ВСУ приложат максимум усилий, чтобы удержать город.