«У российской военбазы нет функции содержания под стражей. Она не имеет права этого делать. Де-юре это получается незаконное место изоляции, незаконное место лишения свободы, незаконная тюрьма для Щетинина».
Бывший российский военнослужащий Анатолий Щетинин больше месяца содержится на 102-й российской военбазе в Гюмри. На родине его обвиняют в самовольном оставлении воинской части, на военбазе — пытаются вернуть его в Россию. Сам он утверждает, что добровольно сдался российской Военной полиции. Сообщения о похищении он опровергает.
Делом занимались российский адвокат Нарек Акопян и правозащитница Асмик Новикова, давшая интервью Epress.am.
см. Удерживаемый на российской военбазе в Гюмри «покрывает» похитителей
см. Удерживаемый на военбазе в Гюмри россиянин согласился на помощь правозащитников
Во время первой встречи с ними 10 апреля Щетинин отказался от юридической помощи, но к 30 апреля передумал и попросил о помощи. Уже на следующий день россиянин позвонил Новиковой и сказал, что ему нужен адвокат. Отказ уже был задокументирован.
Какой у Щетинина процессуальный статус? На каком основании его дольше месяца содержат на военной базе? Российские военные задним числом оформили его в качестве контрактника военбазы, правозащитница Новикова считает это ловким, но неубедительным ухищрением.
Возможности покинуть территорию военной базы у него нет, он перемещается только в сопровождении сотрудника Военной полиции. Щетинину дали устные обещания о том, что по возвращении в Россию уголовного преследования в его отношении не будет. По мнению правозащитницы, Анатолий действительно в это верит.
В ходе встречи с адвокатом молодой человек жаловался на то, что армянские пограничники не дают ему выехать в Россию. Учитывая объявленный в его отношении международный розыск, для того, чтобы вывезти Щетинина в РФ необходимо было начать процедуру экстрадиции.
Вместо того, чтобы запросить экстрадицию, российские силовики «задержали и доставили его» на военбазу, затем — в аэропорт «Звартноц», чтобы увезти в РФ. Армянские пограничники запретили выезд, сославшись на меру пресечения, примененную на основании розыска.
«Если человек был в розыске, а с Щетининым армянские власти вступали в контакт именно в тот период, когда розыск еще был, то они просто приняли обеспечительную меру и взяли с него подписку о невыезде. И теперь армянские власти ждут, когда, видимо, российские власти запустят процедуру экстрадиции, потому что никакой другой правовой процедуры нет», — сказала Новикова в интервью Epress.am.
Даже после этого российская сторона не начала процедуру экстрадиции: с целью обхода ограничения отменили розыск. Они считают, что после отмены объявленного розыска Щетинина можно беспрепятственно вывезти в Россию.