Редакция получила письмо от организации Свидетели Иеговы: «… Мы прочли на вашем сайте статью Суд: священник нападает на свидетелей Иеговы «во имя солдат».
У нас несколько предложений, которые вы, возможно, сочтете полезными.
Цитата из статьи: Снятые священником видео распространили также СМИ — 168.am, Asekose.am, hayeli.am, которые тоже упоминаются в иске.
Предложение: Видео священника распространил ряд СМИ, однако в качестве третьей стороны привлечен только 168․am.
Цитата из статьи: «Свидетели Иеговы» требуют завести уголовное дело в том числе по обвинению в разжигании ненависти и насилия… Полиция все еще не завела уголовное дело.
Предложение: Уголовное дело принято к производству».
31 января состоялось последнее судебное заседание по этому делу. Христианская организация Свидетели Иеговы подали в суд на священника Месропа Ашуряна за оскорбление и клевету на членов организации, причинение ущерба деловой репутации и потребовала компенсацию морального вреда в размере 3 млн. драмов.
Мы вместе с Кнар Худоян отправились освещать заседание. В Арташатском суде было относительно спокойно. По рассказам присутствовавших, прошлое проходило в более напряженной атмосфере: реплики, оскорбления. Возможно, в этот раз собравшихся сдерживало присутствие сотрудников посольства США, которые, однако, не досидели до конца.
Судебное заседание запомнилось двумя эпизодами.
1. Во время речи адвоката Свидетелей Иеговы один из священников покинул помещение со словами «кто привел этого больного?».
Второй инцидент произошел уже после заседания: армянский апостольский священник, которого судят за то, что он с камерой в руках терроризирует людей на улице, наехал на корреспондентов Epress.am. Его возмутило использованное в предыдущей статье слово «тертер», которое переводится и как священник, и как поп. Обращаясь к журналистам, он, среди прочего, сказал: «Поп — отец того, кто написал…».
Агреccия священника раззадорила присутствовавших сторонников Месропа Ашуряна. Они окружили корреспондентов Epress.am, трогали и говорили угрозами. Диктофон на сотовом телефоне оставался включенным. Процитирую «отрывок последствий», спровоцированных священником.
Выходя из зала, священник обратился к Кнар Худоян. Когда они выходили, я стоял перед зданием.
Священник: — Пусть не нарушают правил добропорядочности и пусть не пишут слово «тертер» в кавычках. Когда пишут «тертер», тертер — сын их дяди, того, кто был автором той статьи. Так и передайте… Вы напечатали статью, касающуюся меня, моего судопроизводства, с моей фотографией и написали «тертер». Тертер — сын дяди писавшего, его отец тертер — вместе с его дедом. Поняла меня? Значит, передайте. Передайте, чтобы удалили статью.
Журналистка: — В слове «тертер» есть что-то оскорбительное?
Священник: — Да, есть нечто оскорбительное.
Журналистка: — Вас судят за оскорбления, и вы продолжаете оскорблять.
Сторонник священника: — Не судят. Это вы пойдете под суд, а его не осудят. Кто это вам позволил его судить?
Журналистка: — Сейчас это решается в суде.
Сторонник: — Езжайте в Америку, горите, а не сюда приходите. Приехали, разрушили Армению.
Я: — Кто приехал?
Сторонник: — Вы — свидетели Иеговы.
В этот момент окружавшие журналистов встали плотнее. Неизвестные молодые люди своим тоном провоцировали склоку. Кто-то схватил меня за руку, я упомянул о Христе, чтобы пристыдить.
Священник снова обратился к журналистам: «Вы люди… скажу в уменьшительно-ласкательной форме — человечишки…».
Я: — Если я сейчас отвечу в таком же тоне, что произойдет?
Напряжение стало спадать, на двух автомобилях приехали полицейские.
Другой сторонник священника: — Вы написали острую статью.
Я: — Что в ней острого?
Сторонник: — Не провоцируй.
Я: — Не трогай меня.
Сторонник: — Я вообще с тобой не говорил.
Я: — Как не говорил?
Молодой человек: — Будешь без женщины — я тебе скажу.
Вердикт огласят в конце февраля.
Священник Армянской апостольской церкви с 2017 года подходит к свидетелям Иеговы, осуществляющим агитацию в общественных местах, оскорбляет их («пагубные для нации», «святотатцы»), без разрешения снимает на камеру и выкладывает видео в соцсетях, призывая людей следовать его примеру и «гнать их из нашей священной страны». Теперь он пытается доказать в суде, что оскорбления в его словах нет, а священники — «Божьи создания».
По словам свидетелей Иеговы, на заседания он приходит в рясе священника, требует обращаться к нему «отец Ашурян» или «царь Ашурян», задает богословские вопросы, такие как «почему свидетели Иеговы против переливания крови?». Адвокат свидетелей Иеговы ходатайствовал о том, чтобы рассматривалась суть вопроса, то есть — нарушение закона, а богословские рассуждения были прекращены. Судья отклонил ходатайство.
Начатая Ашуряном кампания ненависти продолжается до сих пор. Суд отказывается изучать новые видео священника или наложить запрет на их распространение. Продолжающаяся пропаганда ненависти, по словам пострадавшей стороны, способствовала росту числа нападок на свидетелей Иеговы.
Юрий М.