Главная / Аналитика / Когда церковь жаждет смены власти

Когда церковь жаждет смены власти

Параллельно оппозиционной активности высокопоставленных священников правительство Армении обсуждает вопрос лишения церкви финансово-экономических льгот. Эчмиадзин действует в основном вне налогового поля, власти же намерены исправить это.

«Помимо ритуальных товаров, церковь платит все установленные законом налоги», — на днях заявил лидер «святейшего» движения, замороженный архиепископ Баграт Галстанян.

Однако налоговые льготы распространяются не только на ритуальные товары. Грузы, получаемые по адресу Армянской апостольской церкви, освобождены от уплаты пошлины. Большая часть принадлежащего ей недвижимого имущества не взимается налогом. Церковь в некоторой степени участвует в формировании госбюджета: в 2023 году размер выплаченных ею налогов составил 435 млн. драмов, в первом квартале 2024 года — 147 млн. драмов. Основная их часть — в виде подоходного налога. Некоторые поступления были обеспечены таможенными пошлинами. Подсчитать, какие налоги платила бы ААЦ без действующих льгот, сложно.

армянскую власть путают с большевиками

После установления советской власти принадлежавшие Апостольской церкви здания перешли Народному комиссариату просвещения, в школах запретили религиозные предметы и обряды. В 1921г. священнослужителей лишили права голосовать и избираться. В 1922г. церковь отделилась от государства, а школа — от церкви. Религиозные организации потеряли право приобретения собственности. За клерикальную активность при Сталине полагались ссылка и расстрел. По словам историка Арменака Манукяна, в 30-ые годы в советской Армении расстреляли минимум 67 священнослужителей.

В контексте нынешних непростых отношений угрозы взаимны.

Государство пугает налогами. Архиепископ оппозиции предостерегает — вернет все имущество, конфискованное у церкви при большевиках, и потребует компенсации морального вреда.

«После распада Советского Союза церковь имела право получить от государства все понесенные ею потери — в виде имущества, в виде других материальных ценностей и вообще в виде права… Они должны пойти и встать на колени перед Католикосом, который не допускает этого… Имущество церкви, духовные и культурные ценности, храмы должны быть возвращены церкви — причем в том виде, в каком были конфискованы. Территория кино «Москва» — церковь Св. Погоса-Петроса, которую сравняли с землей в советский период… Одну в казино превратили, другую — в кабак. Должны вернуть», — заявил Галстанян, обращаясь не к большевикам, а к современным властям Армении.

Разговоры о налогообложении церкви не новы: время от времени тема всплывала и при прежних правительствах.

Большой шум, к примеру, поднял законопроект, принятый парламентом в 2011-м: он освобождал от налога на землю и имущество 286 зданий и объектов, принадлежавших церкви. Это был длинный список, включавший в себя, в частности, 2 искусственных озера и погреб под озером, 3 магазина и киоска, 4 цеха, 11 футбольных полей с прилегающими постройками, 2 столовые и кафе, 5 лагерей, 4 пастбища и выгона, 2 кинотеатра, 35 квартир, 4 особняка и виллу, 45 земельных участков, 3 пансионата и санатория, 2 стоматологические клиники.

Против законопроекта тогда выступили члены «Процветающей Армении»: в то время лидер партии, олигарх Гагик Царукян активно строил церкви, теперь же финансирует установку статуи Иисуса Христа. Кстати, Армянская апостольская церковь категорически против статуи.

см. Отец, сын и армянская иисусиана 

Налоги обсуждались и в 2016-м — в период президентства Сержа Саргсяна, чьи отношения с Эчмиадзином были более партнерскими. Тему открыл бывший премьер-министр Грант Багратян, ныне — один из сторонников движения «святейшего» Баграта, в прошлом — член оппозиционного Армянского национального конгресса Левона Тер-Петросяна.

«Почему Армянская апостольская церковь не должна платить налоги? Не будем забывать историю: из-за ее экономического усиления мы даже государственность потеряли», — говорил Багратян.

В 2017г. Правительство подарило церкви еще 4 гектара земли в Эчмиадзине. «Оказывается, инвестиционный интерес Католикоса всех армян не ограничивается только строительством церквей. У него серьезный интерес к таким прибыльным ветвям, как, например, солнечная энергетика», — в то же время писал hayeli.am, который теперь критикует власти за попытку финансово притеснить опору идентичности армян.

Из массовых протестов 2018г. родилось новое религиозное движение «Новая Армения, Новый Католикос». Члены движения требовали отставки Гарегина Второго, заявляя, что из-за своих священников армянская церковь превратилась в бизнес-центр. Первопрестольный Эчмиадзин очень быстро подавил движение, ряд оппозиционно настроенных церковников были расстрижены.

По словам культуролога религии Юлии Антонян, после распада СССР церковь стала реорганизовываться: открываться, сочиняться по-новому. Существенная часть прежних традиций была потеряна, новые еще не были созданы:

«Значительная часть наших священников родом из Эчмиадзина. Церковь была для них просто возможностью получить образование. Это больше не было ни вопросом наследственности, ни вопросом призвания. Это был вопрос профориентации: просто, доступно, бесплатно, освобождают от армии, специфично именно для парней. Профессия, приносящая деньги».

сколько стоит бесплатный священник

Баграт Галстанян убежден — церковники работают бесплатно.

Epress.am попытался выяснить стоимость их бесплатных услуг.

Арпи недавно вышла замуж. Она рассказывает, что за свадьбу священнику платят 20 000. Это обязательная плата. Помимо этого, ему полагается магарыч от крестного: по традиции, это минимум 15-20 тысяч драмов.

Свидетельство о крещении стоит 1000 драмов — не считая «благодарности».

С похоронами дела обстоят иначе.

Если прежде похороны проходили в рамках семейной самоорганизации, то теперь происходит аутсорсинг похоронным бюро.

В похоронном доме «Реквием интернешнл» отказались предоставить прейскурант. «Цены разные, в зависимости от того, будет священник присутствовать только на панихиде или в том числе на похоронах и поминках, бедны или богаты родственники покойного, был он крещен или нет», — рассказал Epress.am оператор организации.

В похоронном доме «Золер» сказали, что только за присутствие на панихиде священник получает 15-20 000 драмов. Эту сумму родные покойного передают через похоронное бюро. Устоявшаяся традиция обязывает «благодарить» и наличными. В этом случае суммы разные.

Платить нужно и за благословение.

«В часовне Св. Ованеса стоят священники и благословляют поток людей, а поток колоссальный. Ежедневно проходят сотни людей, дают минимум 1000 драмов, то есть в день они зарабатывают сотни тысяч. Эта сумма не облагается налогом и не контролируется. Одним из желаний государства может быть обложение налогом этих неконтролируемых сумм. Не представляю, как они это организуют. Очень сложно», — говорит Антонян.

В расследовании Hetq.am говорится, что в период с 1991 по 2015гг. в Армении и Нагорном Карабахе были построены почти 100 церквей.

Строительство церквей, по мнению Антонян, связано не только с религиозностью.

«Строительство церквей представляло собой неконтролируемый процесс: можно было скрыть очень крупные суммы, списав их на строительные расходы». Учитывая тесные связи церкви с олигархами, таможенные льготы представляют собой проблему: «Мы не можем сказать, что они привозят, какие товары импортируют».

Сегодняшние дискуссии Антонян считает несколько манипулятивными. Отношения церковь-государство, по ее мнению, исторически были непрочными, они менялись в зависимости конъюнктуры. Новая волна напряжения в этом смысле не экстраординарна.

Несколько месяцев назад конфронтация Правительство-Первопрестольный Эчмиадзин обосновывалась содержанием нового учебника истории, до того — ликвидацией предмета об истории церкви, теперь — делимитацией границы в Тавуше. В течение того же времени были и другие поводы для споров. Вот уже несколько недель открыто заявляется суть проблемы — Армянская апостольская церковь хочет смены власти и у нее есть политические союзники.

Церковь и телеканалом владеет — Шогакат, который частично финансируется на средства из госбюджета. На днях депутат Арсен Торосян предложил прекратить государственное субсидирование — более 200 млн. драмов — и направить эту сумму на культурные программы Общественного ТВ. Руководитель Совета общественного вещателя Ара Ширинян отклонил предложение. Духовные передачи, по его словам, составляют лишь 17% церковного телеканала.