«Турция – важный экономический партнер для Армении: по данным на 2015 год, с точки зрения экспорта из Армении Турция занимает 21 позицию, а импорта – 10. И это в условиях закрытой границы».
На обсуждении «Армяно-турецкие отношения: между войной и миром» 21 февраля экономист, бывший мэр Еревана, член партии «Армянский национальный конгресс» Ваагн Хачатрян рассказал о том, что даст Армении открытие границы.
По его мнению, многим бы хотелось иметь соседа с такой развитой экономикой, как у Турции, «а мы этим не пользуемся».
«В конце концов, что мы оставим потомкам? С этим грузом геноцида, этой ненавистью развития не будет», — считает экономист.
Упущенные возможности
По словам Хачатряна, после закрытия границы в 1993 году Армения лишилась возможности стать частью и использоваться ряд региональных инфраструктур. В частности, сейчас действует железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, Армения осталась вне проекта: «У нас была готовая железная дорога, которую использовали в советские годы, до 1993 года, и Республика Армения ею пользовалась. Самым большим ее преимуществом был выход через Нахиджеван в Иран, в Персидский залив».
Проект Баку-Джейхан также обошел Армению стороной.
«Нефте- и газопровод должны были проходить через Армению. Я принес с собой документы, чтобы вы убедились: все это не было формальностью. Мы просто упустили эти возможности. В 1998 году, когда [политические оппоненты] сказали, что это все блеф, нефтепровод не построят, газопровода не будет, выяснилось, что построили, он прекрасно действует и расширяется», — заявил экономист.
Также, по его мнению, Армения лишилась возможности пользоваться турецкими портами, следовательно, и выхода в Средиземное море. Турецкие порты современнее грузинских, обслуживание здесь в 10 раз дешевле.
Почему не бойкотировать турецкую продукцию
Экономист прокомментировал ряд проведенных в Армении акций и озвученных заявлений с призывом бойкотировать турецкую продукцию, По подсчетам, Армения для Турции не столь важный и большой рынок: удельный вес Армении в экспорте Турции составляет всего 0.09%. То есть экономика Турции даже не ощутит этого удара.
«Интересно, что бы сказали те, кто призывает бойкотировать, если б отправились в Баграташен и увидели, как турецкие товары ввозят в Россию с армянскими ярлыками? Хорошо это или плохо?», — спросил Хачатрян.
Согласно одному из обоснований бойкота, не будь турецких продуктов, местное производство потреблялось бы лучше. Экономист отмечает, что экономику нужно развивать, не покровительствуя тому или иному бизнес-субъекту, а в условиях свободной конкуренции.
«Есть дополнительные рычаги, как то: поднять цену на турецкие товары, обложив пошлиной на границе. У нас происходит обратное: наши богачи привозят турецкие товары без растаможки», — заметил Хачтарян.
А запрет на турецкие помидоры или огурцы, добавил он, не спасет сельское хозяйство Армении. «Обозначив сельское хозяйство в качестве важнейшей ветви экономики, где работают 430 000 человек, что обеспечивает 15-20% ВВП, мы не делаем ничего, кроме того, что наказываем сельчан. Я имею в виду кредиты с высокими процентными ставками, незастрахованное сельское хозяйство, такие климатические условия…».