Лидер Революционной партии Арцаха, оппозиционер Артур Осипян на митинге 21 августа призвал жителей Бердзора, Агавно и Суса не покидать общины и дома не сжигать, так как, по его словам, недавнее решение Евросуда может стать основанием для того, чтобы эти общины «остались нам не на 3 года, а навсегда».
19 августа Европейский суд по правам человека подтвердил промежуточную обеспечительную меру в защиту прав гражданского населения ряда районов Арцаха, принятую по заявлению Армении 29 сентября 2020 года и расширенную 5 ноября того же года. Об этом сообщило представительство Армении по международным правовым вопросам. Отмечается, что ЕСПЧ призвал стороны воздерживаться от действий, которые могут привести к нарушению положений, предусмотренных Конвенцией по охране прав гражданского населения. Также ЕСПЧ констатировал, что решение от 29 сентября 2020 года, которое остается в силе этим решением, применимо к событиям, на которые ссылается правительство Армении, то есть вооруженным нападениям на мирные населенные пункты, угрозам перемещения населения жителей Бердзора и Агавно.
Как сообщалось ранее, С 18 августа в Агавно нет света, были отключены газ и все средства связи.
«Решение суда — это не очередное заявление, оно обязательно к исполнению. Уважаемые жители Суса, Бердзора, Агавно, пока российские миротворцы не обратятся к вам официально, не потребуют, чтобы вы эвакуировались, переместились, не двигайтесь с места. А когда российские миротворцы придут и объявят, прошу как-нибудь это заснять, на телефон, пусть это видео будет в качестве доказательства.
Уже после этого вам решать — остаетесь вы, уходите, сжигаете дома или нет», — заявил Осипян, выступая по-русски.
Вопрос Лачинского коридора содержит, по его словам, внешний фактор — то, что должны делать миротворцы, — и внутренний, предполагающий, что местные чиновники должны проводить соответствующую политику.
«Насчет внешнего фактора: мы требуем уточнить слова советника-посланника посольства РФ в Армении Максима Селезнева, который сказал, что миротворцы ни на сантиметр не сдвинутся с места, пока не будет готов новый маршрут по Лачинскому коридору. Мы просим и требуем уточнить, что означает «не будет готов новый коридор»? И если официальные лица — Селезнев, генерал Волков или другие официальные представители России — уточнят, что это означает, что будет проверенная дорога, проверенная почва, проверенный асфальт, все коммуникации (газ, интернет и электричество) также будут проведены вдоль нового маршрута, тогда мы снимаем вопрос относительно русских, мы снимаем эти плакаты [показывает на плакаты позади] и продолжаем нашу борьбу исключительно во внутреннем контексте.
А если дорога до 25 августа или 5 сентября, как сказал Алиев, будет перенесена на новый маршрут, тогда мы оставляем за собой право искать альтернативные пути.
Нас спрашивают, какие это альтернативные пути. Считаем, что на данный момент обсуждать этот вопрос пока рано, потому что если мы начнем обсуждать альтернативные моменты, вся наша акция и все наши цели будут размазаны, скажут, что уже, вот, вы либо западники, поэтому боретесь против русских, либо вы, не знаю там, другая агентура.
У нас вопрос конкретный. Мы не ставим вопросы вывода или замены российских миротворцев. У нас требования конкретные: соблюдать заявление от 9 ноября, в частности, шестой пункт. Но если этого не произойдет, тогда мы уже обсудим эти вопросы и с вашего согласия — с согласия присутствующих — перейдем к альтернативным движениям».
Далее Осипян процитировал жителей Бердзора, по словам которых, кто-то из миротворцев говорит им, что они отсюда не уйдут, «у нас нет приказа, и пока в Бердзоре есть хотя бы один человек, мы остаемся тут», а кто-то сообщает, что они должны уйти 25 августа.
«Мы обращаемся к командующему миротворческим контингентом, генералу Волкову, чтобы он обратил внимание на эти разногласия, потому что возможно, что Азербайджан, используя разных офицеров из миротворческого контингента, путем подкупа и так далее, как-то проталкивает свои цели. Яркое подтверждение этому то, что недавно российские миротворцы пустили в село Агавно главного редактора запрещенного в России информационного агентства haqqin.az. И он пришел, представился британским журналистом. В этом отношении это действие российских миротворцев противоречит интересам самой России <…>.
Разговоры разные были… Миротворцы иногда встречаются такие, говорят «начнется война — мы не знаем, в чью сторону будем стрелять, мы — мусульмане…». Там есть и такие тоже.
Таких разговоров было полно, просто мы не стали цепляться за такие моменты, чтобы не оставлять впечатления антироссийски направленных, потом приклеят еще, что мы западники, соросовцы.
Мы здесь со своими семьями, и мы боремся за жизнь и безопасность своих семей. И этим все сказано».
Перейдя на армянский язык, политик коснулся внутренних проблем, заговорив о требовании к «нашим так называемым чиновникам».
«Мы сказали: выйдите к народу, представьте все подробности переговоров [с Азербайджаном]. Если в них нет никакого плутовства, и нашему врагу уже известен весь процесс, какой смысл скрывать от нас — от собственного народа?
Когда через сомнительных людей с врагом ведутся переговоры по поводу того, быть нам или не быть, быть или не быть нашей стране, переговоры, содержание которых нам неизвестно, отложить в сторону этот вопрос мы не можем. Так или иначе, мы должны добиться своего, с отставкой или без, и прокуратура обязана завести уголовное дело и расследовать это все.
Генеральный прокурор, если ты этого не делаешь, учти: жизнь может обернуться таким образом, что ты сам будешь обвиняемым, участником этого преступления — из-за халатного отношения.
Что мы называем преступлением? Ладно, газ, свет — все понятно… Но здесь дело в том, что в качестве приоритета Алиев поставил перед собой задачу — он лично это озвучил — скорейшего решения вопроса выселения из Лачина.
Теперь вопрос: когда Алиев ставит задачу, кто эти наши чиновники, которые тут же бегут их решать? Вот это и есть преступление. Завтра они поставят другую задачу.
Это же само по себе проблема: людей выселяют из домов. Вы поставили их в такое положение, что люди сжигают свои дома. Подождали бы немного, потянули. Вы же говорили «наша стратегия — тянуть время», а чего не тянете? Почему вы идете на антигосударственные, антинародные действия? Это преступное поведение, предательство нации».
По словам Осипяна, ни один чиновник — в том числе из тех, кто уговаривал людей покинуть упомянутые общины, — не отреагировал на их требование.
Далее оратор на секунду задумался о том, стоит ли ему начать с арцахского главы Араика [Арутюняна], а затем «выйти на Вито», секретаря Совбеза Виталия Баласаняна, или сделать наоборот.
«Вообще, знаете, все грехи, которые совершает Виталий Баласанян, совершает Ханумян [Айк Ханумян — министр территориального управления], госминистр, которые отправились делать это [уговаривать жителей общин] — во всем этом вина Араика Арутюняна. Значит, кого бы и в чем бы мы ни обвиняли, это в первую очередь касается Араика Арутюняна, потом уже другого адресата.
Араик Арутюнян, если это не так, тогда выходишь сюда, заявляешь об этом и подаешь в отставку. Это твой единственный вариант что-то доказать.
Знаете, в чем разница между Араиком и Вито? Статус Араика Арутюняна: как-нибудь решить эти вопросы, как-нибудь собраться и уйти, но свои деньги он должен сохранить, просто так он не уйдет, и деньги должен сохранить, и преступления, которые они за это время совершили, как-то нужно расчистить. Уедет ли он из Карабаха, я не знаю, но ситуация такая.
Много говорят о его бизнесах заграницей. Вот мы говорим о самоорганизации… тогда вопрос, уважаемые соотечественники, уважаемые присутствующие, если есть какие-то факты того, что у Араика бизнес заграницей, прошу представить их, мы сразу станем обвинять его в качестве предателя нации.
На требования они не отреагировали, но Вито вместе с его партией [«Справедливость»] начал в СМИ конкретную работу: повторяют то, что мы говорим здесь. А почему вы в свое время не подняли эти вопросы? Почему вы пошли уговаривать народ сдать дома? Подняли бы этот вопрос своевременно, поставили б его перед русскими.
Именно потому, что они этого не делали, не предъявляли требований, не боролись за свои права, а пошли, как фраера, подобно трехлетнему ребенку, попали в капкан Алиева, играли с ним в эту игру, думали, что он выстроит с ними отношения… И в результате этой ошибочной политики они объявят мобилизацию и отправят всех под байрактары.
Наш народ должен это понять. Если мы не покончим с этим, нашим неприятностям и жертвам не будет конца», — в частности, отметил Артур Осипян.
Далее он предложил продолжать митинги с требованием отставки всех, кто уговаривал людей покинуть села.