Тот факт, что отставка премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна произошла под давлением оппозиции, делает это событией уникальным за весь период независимости страны. Подобное мнение в интервью ilur.am высказал лидер партии Армянский национальный конгресс, первый президент Армении Левон Тер-Петросян. Он назвал беспочвенными заявления о том, что в Армении нельзя добиться чего-либо конституционным путем.
Разговоры представителей руководства страны о том, что премьер ушел по собственному желанию, по мнению Тер-Петросяна, призваны сохранить лицо власти.
«Власти не могли не понимать (а считать Серж Саргсян умеет), что если 1 марта Конгрессу удалось организовать 30-тысячный митинг, то организованные четверкой (партии АНК, Дашнакцутюн, Процветающая Армения и Наследие — ред.) круглосуточные митинги могут собрать в три, пять, десять раз больше народу», — сказал политик.
Общественная активность, по словам оппозиционера, сыграла опосредованную роль в вопросе отставки главы кабинета, поскольку Движение за отмену обязательной накопительной пенсионной системы никогда не требовало отставки премьера. При этом Тер-Петросян заявил, что со сменой правительства стратегия Сержа Саргсяна нисколько не изменится: «Он будет продолжать стремиться править до конца своего срока, а потом продлить его еще на десять лет через верного наследника, либо посредством вступления в должность премьер-министра, полномочия которого, согласно изменениям в конституции, будут расширены».
Лидер Конгресса прогнозирует, что Саргсян попытается смягчить волну недовольства в стране назначением на должность премьера мало-мальски приемлемого кандидата. Кроме того, по мнению Тер-Петросяна, с целью внести раскол в ряды оппозиции, некоторым ее представителям будут предложены должности во власти. Говоря о вероятности реализации подобного сценария, оппозиционер отметил, что «по части политических интриг у Сержа Саргсяна в Армении конкурентов нет, и вышесказанное ему удастся провернуть, если оппозиционные силы потеряют бдительность и способность адекватно оценивать свои силы».
«У меня сложилось впечатление, что оппозиция до конца не осознала, что одержала большую победу, добившись отставки премьера, всего лишь пригрозив круглосуточными митингами. А Сержу Саргсяну — пусть и не в полной мере — пришлось капитулировать. Не развить этот успех — значит преподнести огромный подарок Саргсяну и способствовать укоренению царящего в стране кошмара», — сказал Тер-Петросян.
Касательно дальнейшей стратегии оппозиции глава Конгресса изложил лично свое видение:
а. Оппозиция ни в коем случае не должна участвовать в играх с Сержем Саргсяном, не должна становиться частью сформированного им какого бы то ни было правительства, даже если должность премьера будет предложена кому-либо из оппозиционных деятелей. И хотя Саргсян бессилен и беспомощен в открытой политике, но почти непобедим в закулисных интригах. А это значит, что, фактически владея силовыми структурами, прокуратурой, судебной системой и информационной сферой, он может всего за несколько месяцев дискредитировать любое правительство, возложив на премьера ответственность за все неудачи.
б. Оппозиции следует либо посредством круглосуточных митингов требовать отставки уже Сержа Саргсяна, либо избрать промежуточный и более мягкий вариант власти: через обсуждения в парламенте и те же круглосуточные митинги нужно провалить принятие новой программы правительства, заставить Саргсяна следовать Конституции и распустить Национальное Собрание и провести внеочередные выборы в парламент.
в. Нельзя упускать возможность осуществления коренных изменений и формирования законной власти, поскольку в дальнейшем такого шанса может не быть, и ответственность за это ляжет на все оппозиционные силы.
Говоря о том, что Серж Саргсян может пойти по пути 1 марта 2008 года и силой разогнать мирные круглосуточные протесты, Тер-Петросян заявил, что подобный сценарий исключен.
«Кем бы ни был Серж Саргсян, он не сумасшедший. В 2008-м власти были мощнее и монолитнее, социально-экономическая ситуация в стране была лучше, чем сейчас, а недовольство народа тогда еще не переросло в повсеместную ненависть. А движение, которое сформировалось вокруг моей кандидатуры, оказалось в одиночестве перед пирамидой власти. Кроме того, шесть лет назад Серж Саргсян пользовался полной поддержкой внешнего мира, а сейчас оказался в статусе международного изгоя, чья судьба уже никого не волнует. И наконец, в 2008-м у Саргсяна перед глазами не маячили картины бесславного краха Каддафи, Мубарака и Януковича. Отставкой премьера он показал свою слабость и принял поражение. Ему остается с благодарностью принять предложенные гарантии неприкосновенности и смиренно удалиться с горизонта», — сказал первый президент.