На прошлой неделе был на сборе культурологов, публицистов, правозащитников, писателей, студентов, поэтов и других общественных и политических деятелей. А поскольку люди эти приехали из Азербайджана, Грузии и Армении, то разнообразие родов их деятельности и интересов уместилось в компромиссный формат “азербайджанцы, армяне” и “грузины”.
Запомнилось следующее:
— Стоит ли ввязываться в нескончаемые обсуждения о принадлежности той или иной мелодии, музыкального инструмента, кулинарного блюда? Нам – представителям армянской, азербайджанской, грузинской культуры — интересно, чья долма или лаваш?
— Проблема не в том, чья долма. Проблема в ее недоступности. Я в основном питаюсь макаронами, поскольку это дешевая еда. И я не совсем понимаю, что вы имеете ввиду, причисляя меня к “армянской культуре”. Общее в странах региона, это патриархальное общество, национализм, репрессии и повсеместное насилие. В этом смысле у меня общая культура с женщиной из Грузии, Азербайджана и не только. Нам есть, чем делиться, вокруг чего договариваться и объединяться.
— Вы знаете, я ничего не имею против других культур, даже если у вас нет культуры…
— Культуры не может не быть…
— Выслушайте. Я горжусь, что я грузинка, что являюсь носителем этой культуры и языка, этих обычаев и традиций…
— Простите, пожалуйста, а что значит гордиться тем, что вы грузинка? Как это? Вы долго выбирали?
это не война, а террористические акты
— Что делать в условиях, когда периодически происходят террористические акты на границе Армении и Азербайджана? Погибают мирные жители. И даже когда нет жертв, каждый выстрел по жилому дому является террористическим актом. Политические силы преследуют свои цели, и люди становятся разменной монетой. Все это, к сожалению, считается нормой в наших обществах. Сегодня мы решили воздержаться от радости нашей встречи и поделиться тем напряжением и страхом, который переживают люди – мишени терактов. Они происходят под видом войны, но на самом деле это всего лишь террористические акты против мирных жителей. Будем общаться, обсуждать и попробуем удержать те связи, которые у нас уже налажены.
— Если бы у нас была нормальная власть…
— Аландская модель выгодна всем и с экономической точки зрения.
— В советское время мы были республиками с наукоемкой экономикой, а чтобы качать нефть из земли много ума не надо.
— Если бы в наших странах было нормальное общество…
— Ты становишься врагом, как только перестаешь обслуживать власти. Не знаю, как в Грузии, но у нас и у вас ситуации схожие. В Грузии должно быть получше с этим.
— В Грузии мозги разъедает еще и церковь.
— Но зато они отказались от войны за Абхазию и Южную Осетию.
— Сначала нам казалось, что это борьба за независимость, потом и нас посадили на карабахский крючок.
Юрий М