Организация «Международное сотрудничество во имя прав человека» обеспокоена вероятностью того, что ответственные за применение несоразмерной силы в ходе июльских протестов в Ереване избегут правосудия, как произошло после протеста «Электрик Ереван» в 2015-ом. Об этом говорится в докладе «Сожженные, избитые и обманутые. В ожидании ответственности за полицейское насилие», подготовленном в результате проведенного в Ереване с 17 по 31 июля мониторинга. В те дни члены гуппы «Сасна Црер» захватили полк патрульно-постовой службы полиции в ереванском районе Эребуни, а в разных частях столицы проходили акции в поддержку повстанцев — на площади Свободы, неподалеку от захваченной территории на улице Хоренаци и в районе Сари Тах. Демонстранты подвергались насилию со стороны полиции.
«Есть основания заключить, что полицейские были особенно внимательны к основным лидерам мирных демонстраций, арестовывали и предъявляли обвинение в «организации массовых беспорядков», преследуя цель ослабить акции, чтобы, в конце концов, они угасли», — говорится в документе. Авторы изучили свидетельства очевидцев, фото- и видеоматериалы, вещественные доказательства и предоставленные пострадавшими медицинские документы.
«В законе Армении о полиции (статья 29) отмечаются случаи применения спецсредств. Закон четко определяет, что прежде, чем прибегать к силе, полицейские должны предупредить демонстрантов. Однако ни 20 июля, ни 29-ого должного предупреждения не было. 29 июля полицейские призвали покинуть территорию в течение 10 минут, но сразу после этого заявления они приступили к применению оружия, как то: светозвуковые гранаты, газовые гранаты, резиновые дубинки, деревянные дубинки и металлические прутья». Двое участников протестов, отмечают авторы, давшие интервью наблюдателям, рассказали, как стражи правопорядка врывались в дома местных жителей, проводили обыски и избивали их. Эта информация подтвердилась благодаря съемкам, добытым группой по сбору фактов.
Пострадавшие заявили, что при задержании они подвергались жестокому избиению. Арнас Аветисян рассказал о своем задержании на улице Хоренаци 29 июля. «Двое схватили меня за руки, попытались утащить, но не смогли. Ударили и увели за полицейскую баррикаду. Там начали избивать меня. Били по животу и спине. У меня рак, и я подумал, что они могут всерьез навредить, если я не сообщу о проблемах со здоровьем. Я сказал, но им было все равно. Снова побили и впихнули в «УАЗ», в котором уже было много демонстрантов. Один из них был весь в крови, Люди в штатском избивали задержанных».
Задержанный 17 июля Вардгес Гаспари рассказал, что он остался один в полицейском участке, но дверь была открыта: «Я время от времени кричал «Сержик-убийца, злодей!». Вошел кто-то в штатском, я лежал на полу, [он] положил мне ботинок на нос-рос и стал давить со словами «как ты теперь будешь кричать?». Увидев, что ему не удается заставить меня замолчать, стал бить ногой по голове. Ударил множество раз, — не знаю, сколько – и ушел».
Задержанный 18 июля Артур Минасян рассказал: «Двое полицейских посадили меня в полийцейское авто. Затем привели моего друга Давида и еще кого-то. Закрыв дверь автомобиля, нас заставили лечь на пол. Один из них положил колено мне на спину, сдавив мои руки. Другой полицейский начал избивать и ругаться в мой адрес. Били кулаками и ногами. Нас избивали и пытали минут 15-20, после чего один из них приказал поцеловать и облизать их обувь. На месте Артур понял, что это военчасть военной полиции в Давташене. Мы услышали, как офицер приказывает помочиться на нас».
В доклад вошло множество других историй о примененном полицией насилии. На основе собранных фактов авторы предлагают властям Армении «принять незамедлительные и предметные меры для обеспечения правосудия и установления ответственности в связи с правонарушениями, зафиксированными в ходе событий 17-30 июля 2016г.».
«Власти Армении должны
— незамедлительно провести беспристрастное, глубокое и объективное расследование на основании сообщений о незаконных действиях правоохранительных органов, разгонявших демонстрации 20 и 29 июля;
— рассмотреть все сообщения, обеспечив тщательное расследование обстоятельств каждого отдельного случая, в том числе вошедшего в данный доклад», — в частности, говорится в документе.