12 марта, в ходе кампании правящей Республиканской партии Армении к парламентским выборам, жители Гндеваза встретились с премьером Кареном Карапетяном и потребовали встречи с членами правительства, выдавшими разрешение на эксплуатацию Амулсарского золотого рудника, расположенного неподалеку от их села, и циановой фабрики. 6 апреля встреча состялась, но сельчане остались недовольны, так как встречу курировали директор компании «Лидиан» Айк Алоян и приглашенный из Южной Африки специалист, главный металлург будущего месторождения Джон Фу, а члены правительства разместились в первом ряду зала и даже когда вопросы были адресованы им, они разговаривали с места, всякий раз поворачиваясь в сторону сельчан.
Цианид безопасен: платформу можно было создать и в центре Еревана
Новый главный металлург компании «Лидиан» представил гндевазцам слайды о будущей цианидовой платформе. Южноафриканский эксперт заверил в безопасности цианидовой платформы: по его словам, образующиеся отходы будут безопасны настолько, насколько, к примеру, остатки рыбы.
«Цианид содержит азот, что позволяет окружающей среде принимать его. Я работал в городах, которые были ближе к цианидовой платформе, и которые имели большее население, чем в Гндевазе. Дороги некоторых общин проходили через месторождение. Я жил рядом с такими платформами. Цианид растворяется очень быстро», — сказал Фу, отклонив требование гндевазца Мирдата Нерсисяна о строительстве «санитарной зоны».
— То есть цианидовая платформа может быть и в Ереване.
— Да, может, это не проблема.
На вопрос, почему «Лидиан» отказывается от обсуждения технических вопросов с местными специалистами, представляя программу занятым в сельском хозяйстве гндевазцам, эксперт не ответил. Но уже после обсуждения он подошел к корреспонденту Epress.am и сказал: «Мы не чудовища».
«Лидиан» не застрахует здоровье и урожай гндевазцев
Один из жителей села потребовал страхования их жизни, здоровья, скота и урожая. Алоян заявил, что в этом нет необходимости, так как они не нанесут вреда Гндевазу. По его словам, у них есть страхование лишь третьей стороны, чего не требует закон, но они это делают. «Например, если машина перевернулась, из нее вылилась нефть и потекла к общине, в компании имеется соответствующее страхование на несколько миллионов долларов. Закон этого не требует, но мы делаем. По отдельности людей и общины мы страховать не будем».
Другой сельчанин потребовал, в таком случае, обязательства со стороны «Лидиан» покупать у сельчан урожай, который после эксплуатации рудника будет известен как токсичный и с его продажей могут возникнуть проблемы.
«Совершаются земельные работы, будут взрывы. Всякому гндевазцу известен местный климат. Если вы не хотите страховать урожай, заключите договоры с владельцами данных земельных участков, обязуйтесь потребить урожай в случае отсутствия покупателей», — сказал он. Это предложение Алоян также отклонил.
Другой участник обсуждения посетовал на то, что его односельчане не могут работать на месторождении, так как для это необходимо знание английского языка: «Остается работа с цементом», — сказал он.
Также прозвучал вопрос о том, почему компания начала строительные работы, совершила 2 взрыва, купила технику, если выданное на эксплуатацию разрешение оспаривается в Административном суде.
«Наверно, знают, что суды Армении не примут решения против них», — сказал кто-то из зала вместо представителей «Лидиан».
Правительство пообещало разработать новые законы в новом парламенте
Представители правительства не ответили ни на один вопрос. Было лишь отмечено, что так как цианидовая платформа строится в Армении впервые, должен быть разработан соответствующий законопроект, и только после этого — принятие в Национальном Собрании. Помощник премьера, бывший активист-эколог Эрик Григорян, в свою очередь, пригрозил ознакомиться с материалами журналистов, чтобы убедиться, что СМИ «не превратили обсуждение в шоу».