С 17 по 30 июля 2016 года – в ходе действий группы «Сасна Црер», — по официальным данным, были арестованы 725 человек, 8 граждан лишились глаза, пострадали 27 журналистов, 19 из которых подверглись физическому насилию, множество граждан получили телесные повреждения различной степени тяжести. К мирным демонстрантам применялись боевые гранаты. В четверг, 8 июня, представители ряда правозащитных организаций представили доклад о зафиксированных в те дни нарушениях.
Во время июльских событий, особенно 20-ого на улице Хоренаци и 29 – здесь же и в районе Сари Тах, к демонстрантам и местным жителям применили спецсредства, вследствие чего пострадали десятки человек.
По словам координатора программ «Союз информированных граждан» Даниэла Иоаннисяна, согласно законодательству Армении, нельзя применять спецсредства на мирных собраниях. По его словам, если демонстрант «ведет себя немирно», его необходимо изолировать, а не применять ко всем спецсредства, дубинки, слезоточивый газ и светошумовые гранаты.
Особому анализу Иоаннисян подверг два последних средства. В те дни, говорит он, прозвучало 100 выстрелов: в трех случаях был применен слезоточивый газ, в 97 – светошумовые гранаты.
Спецсредства, примененные в Сари Тахе 29 июля
Иоаннисян представил вещественное доказательство в виде гильзы светошумовой гранаты. «Примечательно, как у нас в руках оказались такие гильзы. После выстрелов полицейские взяли и бросили гильзы в направлении демонстрантов, для пущего запугивания».
Помимо того, что нельзя было применять спецсредства к демонстрантам, продолжает правозащитник, при их применении также были нарушены установленные Минздравом нормы. К примеру, стрелять из упомянутого оружия нельзя в случае, если люди или группа людей не находится на расстоянии 100 метров и дальше. Между тем, отмечает Иоаннисян, в людей целились с более близкого расстояния.
Среди светошумовых гранат есть особо опасные, о которых не говорится даже в приказе министра здравоохранения, так как это не столько спецсредство, сколько боевое оружие. По мнению правозащитника, данные спецсредства применяли не для разгона акции, а с целью наказать ее участников.
«Если смотреть на полученные людьми травмы, создается впечатление, что мы читаем сводку с фронта. Из тела одного гражданина извлекли 75 осколков. Такое даже в зоне войны случается не с каждым раненым. 8 человек потеряли глаз вследствие действий полицейских». Также, по его словам, в те дни гражданам зачастую не оказывали необходимой медпомощи. Иоаннисян привел в пример 29 июля, когда помощь в первую очередь оказывали пострадавшим стражам правопорядка, причем, пострадавшим от примененного ими же слезоточивого газа.
Юрист Хельсинкского комитета Армении Роберт Ревазян, в свою очередь, высказался о правомерности действий полицейских в случае, когда в радиусе 5км. от захваченного полка патрульно-постовой службы были ограничены некоторые свободы людей, в частности, передвижения.
«В данном случае о правомерности и речи быть не может. Если была такая необходимость, полиция могла объявить чрезвычайное положение, действовать в режиме чрезвычайного положения. Но его объявлено не было, более того, заявили, что полиция действует в обычном режиме. В этом контексте 5-километровый радиус не преследовал никакой правомерной цели», — сказал юрист.
В июле прошлого года прошло порядка 23 собраний и шествий, в ходе которых полицейские применили силу к участникам, проявили бесчеловечное отношение. После задержания людей отвозили не только в отделения полиции, но и в здание Полицейской академии, где все содержались в общем зале. Ревазян процитировал очевидцев, по словам которых, люди находились под прицелами автоматов, там их избивали, не давали воды и не разрешали пользоваться санузлом.
Большое количество журналистов подвергались насилию и преследованию в июле 2016-ого, препятствовали их профессиональной деятельности. Согласно докладу, пострадали 27 журналистов и операторов, 19 из них подверглись физическому насилию. По свидетельству журналистов, их согнали в одно место и применяли к ним спецсредство.
Судебные вердикты в связи с этим вынесли только восьмерым, причем, полицейских среди них нет.
Председатель общественной организации «Защита прав без границ», юрист Айкуи Арутюнян рассказала, что дела, по которым были вынесены эти вердикты, рассматривались в ускоренном порядке. «Это значит, что в суде не были представлены обстоятельства дела: кто эти люди, как они там оказались, почему решили действовать так в отношении журналистов».
По словам Арутюнян, один из осужденных сказал, что и вовсе не знал о происходящем в те дни в Ереване. В Сари Тахе, сказал он, оказался случайно, хотел купить запчасти для автомобиля и перепродать в районе Малатиа. «Неизвестно, как он оказался на этом многолюдном собрании, решил, что должен запретить распространение видео с его участием, ударил журналиста, повердил аппаратуру».
Все осужденные, по словам адвоката, оштрафованы на 200 000 драмов (порядка $415). «У нас глубокие подозрения, что эти деньги были выплачены властями».