В напряженной атмосфере стартовало первое судебное заседание по делу арестованного 20 июня 2016 года оппозиционера, координатора движения «Учредительный парламент», одного из лидеров движения «Новая Армения», ветерана Карабаха Жирайра Сефиляна и его единомышленников.
В суде присутствовали родные и сторонники обвиняемых. После длительного ожидания в зал, в сопровождении полицейских, вошел Сефилян.
Стеклянное ограждение отделяло участников процесса от присутствовавших в зале суда. Несмотря на это, обвиняемых встретили аплодисментами, при этом собравшиеся скандировали «Жирайр!», «Смерть режиму!», «Свобода!».
Люди стали требовать включить микрофоны, так как слышать участников процесса было невозможно. Но требование выполнили только после решения отложить еще не успевшее начаться заседание из-за отсутствия адвокатов двух обвиняемых.
Перед Сефиляном, которого в силу ограничения свиданий, родные и друзья не видели около года, стоял полицейский. Подсудимый и его адвокат Тигран Айрапетян попросили его немного отойти, но он отказался, заявив, что это его место. Айрапетян обратился с этим вопросом к судье Татевик Григорян, которая, однако, обошла его.
Дело рассматривается судом общей юрисдикции административных районов Ачапняк и Давташен, заседание считается выездным, так как проходит в Шенгавитском суде общей юрисдикции.
Позже адвокат Тигран Айрапетян заявил в беседе с журналистами, что заседание проходило по спланированному заранее сценарию: «Сложилось впечатление, что судья должна была быстро зачитать, уйти и отложить заседание. Но даже при наличии такого сценария мы имели право делать заявления, но все права были нарушены».
Адвокат считает суд над Сефиляном политическим преследованием, а арест – заранее спланированным действием. «Все началось с того, когда после апрельской войны [эскалация карабахского конфликта в 2016-ом] Сефилян заявил, что Армения потеряла 700 гектаров территории, после чего на Сефиляна началось давление с разных сторон, затем президент Армении подтвердил факт потери земель. Через очень короткое время после этого в эфире очень знаменитого телеканала [«Армения»] появился материал, порочащий честь и достоинство Сефиляна, через неделю после этого его арестовали».
Комментируя обвинение Сефиляну, адвокат настоял на том, что первое обвинение носит чисто политический характер: согласно этому обвинению, Сефилян и Геворг Сафарян проводили незаконные собрания и демонстрации, а также готовились к организации массовых беспорядков. «То есть Сефиляна и Сафаряна арестовали за организацию незаконных собраний».
Также Сефилян обвиняется по делу о незаконном хранении, приобретении, сбыте организованной группой оружия и боеприпасов, подготовке к захвату зданий, строений и сооружений. Айрапетян уверен, что данное обвинение также сфабриковано и «не имеет никаких доказательств».
«Случилось следующее: двое человек случайно попали в аварию, водитель пожелал достать картонный ящик, автомат случайно упал на землю. Именно в этот момент полицейские полка патрульно-постовой службы стояли на месте, сразу обнаружили оружие, а эти люди давали показания о том, что Сефилян имеет отношение к этому оружию. Впоследствии же, неизвестно откуда, не имея об этом показаний, Специальная следственная служба утверждала, что у Сефиляна есть вооруженная группа – человек 300, — которые намерены осуществить вооруженную революцию», — заявил адвокат, отметив, что его подзащитного арестовали исключительно на основании показаний этих двух человек.
«Кроме того, сначала говорилось, что 1 декабря Сефилян должен был совершить вооруженное нападение на телебашню, а теперь в обвинении сказано, что 1 мая. Даже если это так и Сефилян руководил группой, в таком случае где остальные участники, и почему их не ловят, почему то же обвинение не предъявлено людям, у которых нашли оружие и которые давали показания? Почему на них нет этой статьи? Потому что они должны были давать показания против Сефиляна».
Следующее судебное заседание состоится 13 июня.
Согласно Специальной следственной службе, Сефилян вместе с группой лиц, при помощи вооруженных группировок, с применением оружия, планировал захватить здания, средства сообщения и связи, в том числе ереванскую телебашню. По официальной версии, Сефилян организовал незаконное приобретение группой лиц, перевозку и хранение в разных местах оружия и боеприпасов. Сам оппозиционер и члены «Новой Армении» считают аресты политическим преследованием.