После публикации на прошлой неделе видео с большим количеством сдохших рыб в Ахурянском водохранилище на обвинения в адрес министерства здравоохранения Армении в понедельник, 4 сентября, ответил Госкомитет водного хозяйства. В пресс-релизе ведомства говорится о «некотором оказанном давлении», которые, однако, касаются истории водохранилища и способа управления им. Согласно сообщению, управление производится совместно с Турцией. Пресс-секретарь Комитета Сона Мартиросян заявила в беседе с Epress.am, что они не коснулись вопроса рыб, так как ответственности за них не несут.
«Мы занимаемся только вопросами орошения».
На вопрос, проводилась ли в водохранилище рыбоводческая деятельность, Мартиросян ответила: «Если речь о бизнесе, разрешение выдает министерство здравоохранения. Осуществлялась там такая деятельность или нет, мы не знаем». По словам собеседницы, в текущем году с целью орошения выпустили большой объем воды, что связано с погодными условиями, «год был сухой».
«За весь период как накопления, так и эксплуатации воды Армения и Турция придерживались экологической нормы – 1.5 кубометра/сек.
Что касается мертвого объема, он, по сути, не предусматривается для рыбоводческой или иной деятельности», — говорилось в сообщении Комитета.
Представитель Агентства управления водными ресурсами при министерстве охраны природы объяснил молчание структуры следующим образом: «К Ахурянскому водохранилищу мы никакого отношения не имеем, потому что это единственное водохранилище, которым руководит армяно-турецкая межгосударственная комиссия. Министерство охраны природы в комиссии не представлено».
Собеседник, тем не менее, предположил, что гибель рыбы связана с выпуском воды больше нормы, остатка кислорода в воздухе рыбам не хватило.
Факт гибели рыбы активно обсуждается в соцсетях. Пользователь «Фейсбук»-а Андраник Оганджанян, в частности, пишет: «Водохранилища беспрецедентно опустошаются, что ужасно угрожает экосистеме В Ахурянском водохранилище гибнут миллионы рыб. Если председатель комитета водного хозяйства – крестник нашего премьера, а премьер не признает министра охраны природы [член «Дашнакцутюн» Арцвик Минасян], так они должны подвергнуть страну бедствию?».
Пользователь Наринэ Киракосян: «С апреля у нас нет инспекции по экологии. Наверно, поэтому каждый безнаказанно делает, что хочет. Почти полгода они обсуждают, какой орган сформировать: инспекцию или полицию. До окончания обсуждения от природы ничего не останется».