Судебный процесс против эксплуатации Амулсарского золотого рудника сводится к тому, что в ближайшее время жители признанного зоной воздействия Гндеваза также могут оказаться в статусе ненадлежащего истца. Об этом после заседания суда 28 сентября в беседе с Epress.am заявил эколог Артур Григорян. На предыдущем заседании экологические права оспаривать законность эксплутации месторождения были лишены общественные организации.
Судья Карен Зарикян принял такое решение с учетом ограничений, предусматриваемых новым законом «Об общественных организациях». Теперь в роли истца выступают только 15 жителей села Гндеваз.
На суде в четверг Зарикян поднял вопрос о том, что если эксплуатация месторождения приведет к уничтожению биоразнообразия, в таком случае, какие именно права жителей общины Гндеваз нарушаются. Следуя этой логике, заметил представитель сельчан Айк Алумян, выходит, что истцом в рамках этого дела может быть только безоаровый козел.
Адвокат напомнил о праве человека жить в окружающей среде, способствующей его здоровью и благополучию, подчеркнув, что человеку необходимо сохранение этих растений и животных, именно поэтому Гндеваз и был признан государством зоной воздействия.
В ответ на наблюдение Алумяна о нарушении прав Саяд Бадалян, представитель компании-эксплуататора «Лидиан Армения», выступающей в качестве третьей стороны, заявил, что до 2012 года жители села не подавали иска против предыдущего проекта об эксплутации Амулсара, в котором был представлен только вопрос эксплутации участков «Тигранес» и «Артаваздес». Следовательно, истец должен доказать, как увеличение эксплуатируемой территории (участок «Эрато») сказывается на их правах.
По словам Артура Григоряна, по сути, путем выдвижения формально-технических требований делается попытка предотвратить содержательное обсуждение подробностей дела и поочередно устранить истцов из судебного процесса. Именно поэтому поднимается вопрос о том, какое воздействие будет иметь эксплуатация участка «Эрато», а не суммарное воздействие всех участков месторождения. Это, говорит собеседник, формальное требование, которое невозможно обосновать в отрыве от общего проекта. Таким образом, суд решит, что именно данный участок не оказывает существенного воздействия, основополагающее право гндевазцев жить в здоровой окружающей среде не нарушается, и сельчане также выпадут из судебного процесса.