С 2005 года Комиссия по опеке и попечительству имеет право лишать армянских родителей родительстких прав. Об этом на обсуждении закона «Защита детей в проекте закона «О предотвращении домашнего насилия»» в среду, 11 октября, заявил председатель Сети защиты детей Аршак Гаспарян.
По его словам, обсуждения, разворачивающиеся вокруг проекта, и особенно обеспокоенность возможностью лишить ребенка семьи при помощи этого закона, не обоснованы и проводятся инстинктивно.
Отметим, что противники проекта широко используют распространяемый в России дискрус, якобы составленный на основе европейской модели закон «разрушит армянские семьи», даст возможность «лишить детей семьи».
«В Армении система защиты ребенка трехстепенна и была внедрена в 2005 году. По сей день, в соответствии с утвержденным правительством регламентом, органу по опеке и попечительству дано право оценки каждого родителя. Если родитель уклоняется от воспитания ребенка или может иметь отрицательное воздействие на него, Орган по опеке и попечительству может изолировать ребенка от родителя в результате оценки», — подчеркнул Гаспарян.
Руководитель программ по защите и обучению детей компании World Vision Armenia Аида Мурадян считает, что в проекте о «Предотвращении домашнего насилия» все логично, а причины развернувшихся обсуждений могут быть связаны с неосведомленностью.
«Этот проект закона преследует три цели. Во-первых, создать правовые основы для предоставления физической, юридической, социальной и психологической защиты лицам, которые подверглись домашнему насилию. Во-вторых, регламентировать деятельность этих структур и, наконец, в-третьих, то, чего, по-моему, не хватает сегодняшнему законодательству, создание механизмов, которые оздоровят нездоровую атмосферу в семье». По словам Мурадян, в действующем законодательстве отсутствуют официальные предостережения, механизмы неотложного вмешательства и защитных решений. В последнем случае подвергшийся насилию человек может содержаться в убежище.
Исполнительный директор Центра поддержки детей при «Армянском фонде помощи» Мира Антонян считает важным принятие данного закона, который, однако, по ее словам, не может прибавить женщинам смелости заявить о примененном к ним насилии.
«Думаю, закон не поможет тому, чтобы у женщин прибавилось смелости или чтобы благодаря закону жертвы насилия стали смелее и имели много механизмов самозащиты. У меня у самой есть недовольства законом, так как мы по инерции продолжаем «страдать пострадавшего». Механизмы защиты классифицированы таким образом, что если никакое средство не помогает, жертву доставляют в приют. А почему бы не устранить из семьи насильника? Зачем разрешать ему продолжать жить в том же доме, применять насилие к другим членам семьи, если увезти в приют можно его?», — заявила Антонян, добавив, что не считает бедность основной причиной насилия в семьях, несмотря на распространенное в обществе мнение.