Сотрудника общественной организации «На стороне права» увели в отдельную комнату военкомата в ереванском административном районе Арабкир, забрали сотовый, угрожали, оскорбляли, подозревали в терроризме, запугивали тем, что могут добыть о нем всю необходимую информацию, спрашивали о подробностях личной жизни.
Как Вреж рассказал Epress.am, он вместе с другом – девушкой-трансгендером – отправился в военный комиссариат, чтобы решить вопрос ее освобождения от службы в армии. Он ждал в коридоре, когда из комнаты послышались громкие голоса. Девушка-трансгендер вернулась, чтобы оставить сумку: «Сказали, что нельзя проносить сумки и телефоны». Но у всех других стоявших в очереди призывников Вреж заметил по большой спортивной сумке и телефону: «Я сразу понял, в чем дело. Друга моего с усмешкой спрашивают: вы террористы? пришли нас тут взорвать?». При этом ни один из сотрудников не представлялся, имя автора этих слов он узнал случайно в разговоре – Давид Бахшян.
На все просьбы и требования, по словам собеседника, он получал издевательские ответы типа «брат, вы кажетесь подозрительными, придешь в среду, ответим на твои вопросы». Никто не представлялся, при этом требовали предъявить паспорт, сдать его и другие личные вещи.
«Вы в этих сумках бомбу принесли, чтобы взорвать нас? Террористы? Ну-ка, сдайте, а потом уже идите на проверку». Вреж требовал предъявить регламент, в соответствии с которым, для входа на территорию военкомата призывник должен сдать свои личные вещи. В ответ получал те же издевательские реплики.
В среду, 11 апреля, они снова прибыли в военкомат. Пока друг проходил комиссию, Вреж беседовал о случившемся с одним из сотрудников, интересовался, устный ли это приказ о сдаче личных вещей или существует соответствующий документ. Затем его отводят в отдельную комнату, где, в частности, говорят, что подобных ему и его другу нужно сжигать. Затем спросили, зачем Врежу эта информация. «Я –правозащитник и просто интересно», — сказал он, на что был ответ «Мало ли что тебе интересно».
«После угроз и проявлений ненависти кто-то из них сказал «можешь обратиться в Евросуд… нееет, ладно уж, не надо далеко ходить, обратись в министерство юстиции, пусть тебе помогут».
В какой-то момент в разговор вмешался и сидевший «подобно царю мужчина»: сетовал на отсутствие у Врежа элементарной культуры – в тот момент парень стоял к нему спиной, — тоже требовал предъявить паспорт. Серия не совсем понятных вопросов продолжалась: «Ты гражданин Армении? А в Сирии никогда не был?».
После долгих споров, угроз добыть необходимую информацию об организации, в которой он работает, недоумения других работников военкомата, почему ему понадобился какой-то регламент, его отводят на другой этаж, где началось «театральное представление»: «Как ни в чем не бывало, мне с улыбкой возвращают телефон, «до свидания, до свидания, было очень приятно», все в таком духе, а я стою в недоумении. Тот же Давид Бахшян разгуливает такой, руки в карманах, довольный собой… что тут делать? Драться? Я был один, их там человек 60, было ясно, что могут применить и физическую силу… Мы просто ушли оттуда».