Нагорный Карабах сделал шаг по армянскому пути
Протесты на Кавказе ширятся и захватили самопровозглашенную Нагорно-Карабахскую республику. Второй день перекрыта одна из центральных улиц Степанакерта, на которой десятки человек требуют отставки руководителей силовых структур. Причина – бытовая ссора с участием офицеров спецназа, но последствия обещают стать вполне политическими. О том, что происходит в Карабахе, «Эху Кавказа» рассказал карабахский политолог Тигран Григорян.
Тигран Григорян: Люди стояли на улице до девяти часов вечера, было решено разойтись, чтобы утром снова собраться на том же месте. Политическое руководство страны практически весь день провело в обсуждениях с разными парламентскими силами и силовыми структурами, но так и не смогло принять решение. Люди пока стоят на том же месте, они перекрыли улицу и ждут решения от властей. Требование все то же – отставка руководителей силовых структур.
— С чего все началось?
— Все началось с инцидента, который произошел два дня назад, когда бытовая ссора между двумя гражданами и офицером специальных сил СНБ переросла в массовую драку, когда этот офицер позвонил своим коллегам, и они в количестве, если я не ошибаюсь, шестнадцати человек пришли и жестоко избили этих двоих граждан. После этого друзья и знакомые потерпевших перекрыли улицу Азатамартикнер и до часа ночи держали улицу перекрытой, после чего разошлись и утром снова перекрыли. На второй день митинга стало понятно, что протест в целом не только из-за этого одного инцидента, а против той атмосферы беспредела, которая царила в стране все последние годы, когда представители разных силовых структур, в особенности спецназ СНБ, творили беззаконие и оставались безнаказанными. Этот протест, можно сказать, в целом против этой атмосферы, и чтобы руководители этих структур были наказаны.
— Каково отношение в обществе к тому, что сейчас происходит? Насколько я знаю, сейчас на митинг собрались оппоненты тех, кто вышел вчера – сейчас идет митинг в поддержку силовых структур. Это действительно так?
— Мне кажется, подавляющее большинство общества на стороне протестующих, а этот т.н. контрмитинг был организован властями, и там в основном собрались сотрудники тех же силовых структур в гражданской форме, члены районных администраций, – т.е. никто по собственной воле в этом митинге не участвовал. А общество, естественно, поддерживает требования народа, чтобы всех виновных наказали.
— Каковы могут быть политические последствия того, что сейчас происходит?
— Политические последствия, мне кажется, могут быть серьезными. Мне кажется, всем уже становится понятно, что в 2020 году исключена возможность выдвижения нынешнего президента Бако Саакяна на очередной срок. Это, в принципе, даже стало понятно после событий в Армении, и мне кажется, этот митинг и этот протест, который сейчас происходит, также является продолжением событий в Армении, потому что Нагорный Карабах – формально независимое государство, но, конечно, мы все понимаем, что он де-факто является частью Армении, и политические процессы, происходящие в Армении, не могут не влиять на местную политику.
— Правильно ли я понимаю, что руководители силовых структур пользовались как бы двойной легитимностью – не только степанакертской, но при Серже Саргсяне отчасти и ереванской?
— Да, это так. Они имели «крышу» в виде Сержа Саргсяна, который давал им возможность заниматься теми вещами, которыми они занимались. Теперь, когда их «крыша» исчезла, у них появились серьезные проблемы.
— Ереван каким-то образом попробует воспользоваться тем, что сейчас происходит?
— В этих событиях нет руки даже местных политических сил. Ереван до сих пор держит нейтралитет, он держит связь как с властями Нагорного Карабаха, так и с лидерами протеста и оппозиции. Мне кажется, Ереван, по крайней мере публично, не будет вмешиваться в эту ситуацию.
— Может ли так получиться, что, когда власть созреет к этим отставкам, уже будет поздно, и улицы будут требовать гораздо большего?
— Мне кажется, на этом этапе такого не случится, и если хотя бы частично требования протестующих будут выполнены, часть народа просто разойдется. По моему мнению, общество пока не созрело для более серьезных требований.
— Насколько готова дрогнуть власть сейчас?
— У нас уже есть информация, что один из высокопоставленных руководителей силовых структур был уволен. Об этом пока еще не сообщается официально, но у нас есть об этом информация. Не знаю насчет следующих шагов властей, может, удастся добиться очередной отставки.