Государственная некоммерческая организация Экспертный центр оценки воздействия на окружающую среду при министерстве охраны природы Армении считает нецелесообразным поисково-разведочные работы на руднике в общине Вазашен Тавушской области. 26 апреля в Вазашене «состоялись» вторые общественные слушания. Однако экологи считают, что они носили формальный характер.
Глава села и общественные слушания его приближенных
Утром 26 апреля в зале вазашенской администрации намечалось проведение компанией «Эй Ю Груп» общественных слушаний по поводу заявки на предварительную оценку геологических работ, исследования территории.
За час до общественного обсуждения у здания администрации собрались местные мужчины. К ним периодически подходил глава общины Лорик Бадирян и его родственник, член Совета старейшин Татул Бадирян.
К журналистам и «чужакам» сельский глава был настроен плохо с самого начала. Мы тщетно пытались узнать, почему «Эй Ю Груп» зарегистрирована по адресу местного Дома культуры. Ранее глава села говорил об этом с ресурсом Hetq.am, который подтвердил эту информацию. Отвечать на вопросы Бадирян отказывался.
ООО «Эй Ю Груп» было основано 18 декабря 2017 года. Основатель — гражданин Канады Ваагн Жайренц Гаяян. В 2012-2015гг. министерство энергетики выдало армяно-канадской «Полимет корпорации» лицензию на проведение геологических исследований на этой же территории. Ее директором выступает тот же Гаяян. Компания судилась с бывшим директором Ишханом Ованисяном.
Общественные слушания начались к 11 часам. Бадирян обращался к каждому из собравшихся поименно, приглашая их в помещение. Позже под руководством его супруги прибыли три женщины.
Жена главы села — справа
«Всем вам хорошо понятна цель сегодняшнего собрания. Это для нас больной вопрос, больной вопрос касательно исследований на руднике, рабочих мест у нас нет, мы с трудом сводим концы с концами. Давайте сегодня проявим активность, пусть каждый из нас выразит свое мнение, это в основном касается вазашенцев, людей, проживающих в Вазашене. Давайте сами решать свою судьбу. Если экологи обоснуют, что это представляет большую угрозу, мы на это не пойдем. Если будет доказано, что большой угрозы нет, давайте соглашаться. Нам-то хорошо известно наше положение, без леса нам делать нечего: у нас ни земли, ни воды. В селе должно случиться чудо, чтобы мы могли работать. Мы не от хорошей жизни хотим, чтобы природу эксплуатировали, чтоб были руины, возникли проблемы со здоровьем. Мы за нормальную, успешную, прибыльную, здоровую работу».
Нескольким присутствовавшим эти слова пришлись не по нраву. Эколог Ани Хачатрян заметила, что таким образом глава села «направляет людей».
«Вы направляете сельчан, говорите «у нас нет альтернативы, давайте выступать «за». Вы превышаете свои полномочия».
«Кто против рудника — турок» — эксперт компании
На общественных слушаниях присутствовал геолог «Эй Ю Груп» Гагик Геворгян.
После вмешательства Ани Хачатрян Геворгян в считанные секунды добрался от расположенного в центральной части зала стола к экологу и с криком пригрозил: «Проваливай! Не то выкину вон!».
Его вывела из себя настроенность сельчан, которые стали выступать против месторождения. «Кто против рудника, тот турок», — вывел Геворгян.
Слева направо Лорик Бадирян, Каринэ Мовсисян, Гагик Геворгян
Исследуемая территория расположена в километре от армяно-азербайджанской государственной границы.
«Этот рудник турки [так в разговорном армянском называют и азербайджанцев] хотят эксплуатировать с той стороны. Если мы не эксплуатируем, эксплуатирует турок. Вы их интересы защищаете? Есть рудные вены, которые с нашей стороны идут в их сторону. В советские времена территорию исследовали как с нашей, так и с их стороны. Есть данные, что они хотят начать эксплуатацию этой территории». Геворгян также заявил, что все журналисты — «шпионы турок».
В ходе проведенных в СССР геологических исследований этих территорий были прорублены тоннели.
«Рудник не причинит никакого вреда. Руда будет извлекаться и перерабатываться в другом месте. Мы не срубим ни единого дерева, так как уже есть подземные ямы, пути, производственные территории. Дополнительные территории мы использовать не будем», — сказал Геворгян.
На вопрос о том, почему компания зарегистрирована по адресу вазашенского Дома культуры, Геворгян сказал, что они хотели зарегистрировать ее в приграничном Вазашене, тем самым способствовать развитию общины.
Формальные общественные слушания
Сотрудница сельской администрации
После выступления Бадиряна между так называемыми сторонниками и противниками рудника развернулась бурная дискуссия. Образовались группы громко обсуждающих вопрос людей. «Люди» сельского главы оскорбляли и угрожали противникам месторождения и экологам, высмеивали журналистов. По сути, никакого общественного обсуждения не было. Через какое-то время сотрудник администрации принес в зал бумагу, на которой, под контролем главы села, в самом конце зала, положив ее на один из стульев, сельчане стали ставить подписи, задокументировав свое участие в общественных слушаниях.
Мы обратились к сотруднице администрации с просьбой показать бумагу, но супруга главы села отобрала ее, так никому не продемонстрировав. В ответ на все вопросы она оскорбляла и угрожала.
Это вторые по счету слушания в Вазашене. Первые прошли в мае прошлого года — тайно. Знало о них только близкое окружение сельского главы, извещения общества также не было. В первый раз, согласно протоколу администрации, 13 местных, в том числе Лорик Бадирян и член Совета Старейшин Артак Гезалян, проголосовали за. 27 февраля слушания не состоялись, областная администрация объяснила это отсутствием надлежащего извещения.
На вторых слушаниях присутствовал главный эксперт государственной некоммерческой организации Экспертный центр оценки воздействия на окружающую среду при министерстве охраны природы Каринэ Мовсисян. Она намеревалась представить проект заключения экспертного центра. Впоследствии окончательное решение примет министерство.
«Исследование территории может не иметь большого воздействия на регион, но мы считаем нецелесообразным предоставление данных территорий для эксплуатации. Кроме того, в 2015 правительство обязалось до 2050 года расширить территории лесов с 11 процентов до 22-х». По словам Мовсисян, участки Кармир кар, Жангот дзор и Адуляр считаются частью лесного фонда Армении.
Согласно решению правительства N1325, в протоколе общественных слушаний отмечается состав участников, а также в него входят все прозвучавшие наблюдения и предложения. Список участников вместе с их подписями прикрепляется к протоколу.
По этому решению правительства, общественные обсуждения ведет ответственный обсуждений, то есть глава общины или назначенное им лицо, обеспечивающее надлежащую съемку и протоколирование всего процесса.
Несмотря на это, Мовсисян выразила уверенность, что описанное выше также может считаться слушаниями. По ее словам, пункта закона, определяющего, что собой представляют надлежащие или ненадлежащие слушания, нет. На наблюдение о том, что люди ставили подписи без обсуждений, Мовсисян ответила: «Человек присутствовал и подписал, больше ничего». Отметим, однако, что возможности расписаться были лишены те, кого нельзя назвать «приближенными» сельского главы.
По мнению эколога Анны Шахназарян, эти слушания не соответствуют требованию Орхусской конвенции о том, что общество должно участвовать в принятии решений по проектам воздействия на окружающую среду: «Нет контроля для проверки законности проведения таких обсуждений. Я поднимаю вопросы: к примеру, своим призывом глава села вынудил людей пойти на обсуждение, привлек своих родственников, чтобы зафиксировать формальное проведение общественных слушаний. А если он сделал это с превышением своих полномочий? Он должен был руководствоваться общественными интересами, но кто проверит, так это или нет? А если б он был связан с бизнес-субъектом и он бы направлял общественные слушания? Никакого контроля нет. Представитель государственной неторговой организации не уполномочен говорить, были они проведены на должном уровне или нет. Кроме того, она говорит, что определения и критериев слова «надлежащий» не существует. Это серьезные вопросы, которые долгие годы ставили нас в тяжелое положение, такими законами утверждалось множество программ.
Мы констатируем, что общины не могут нормально участвовать в программах, имеющих пагубное воздействие на окружающую среду, участвовать в принятии решений они могут только благодаря прямой демократии: петиции, сбор подписей, митинги».
Протокол заседания должен быть представлен в Экспертный центр оценки воздействия на окружающую среду в течение 5 рабочих дней. Граждане, обеспокоенные вероятностью того, что глава Вазашена не включит их мнение в документ, в свою очередь, в течение тех же 5 дней могут обратиться по адресу Ереван, Бузанда 1/3.
После протокол прикрепят к заключению государственной некоммерческой организации и представят в уполномоченный орган — министерство охраны природы.