Исследовательская статья эксперта Армянского института международных отношений и безопасности Армена Григоряна вскрывает и исседует происхождение и использование медиа-манипуляций и теорий заговоров, которые приобрели новый размах в постреволюционный период, главным образом связывая это с государственной пропагандой путинской России.
Представляем исследование с некоторыми сокращениями:
Дезинформация, ложная информация и теории заговора давно были привнесены в политический дискурс Армении, еще до появления интернета. Часть молодежи может не быть в курсе определенных событий, так что клеймо «темные и холодные годы», навешенное на ранний период независимости или на 1990-е в целом, иногда действует.
Люди среднего возраста легко вспомнят пропагандистскую кампанию против руководства того времени: их обвиняли в закрытии армянской АЭС (на самом деле она была закрыта решением правительства СССР от 1989г.), «пожирании мазута», что якобы привело к нехватке электроэнергии.
Основной темой пропаганды, тем не менее, была «продажа Карабаха»: так пропаганда клеймила предложения об урегулировании конфликта на основе взаимных уступок.
В итоге вопрос «продажи Карабаха» был использован тогдашними премьер-министром Армении Робертом Кочаряном, министром внутренних дел и безопасности Сержем Саргсяном и министром обороны Вазгеном Саргсяном как повод для клеймения «пораженцем» президента Левона Тер-Петросяна и навязывания отставки 1998г. Не назовешь случайностью то, что одной из главных тем сейчас снова стала «продажа Карабаха», которая используется Кочаряном, Саргсяном, средствами массовой информации, общественными организациями и иными структурами их соратников уже против правительства Никола Пашиняна.
И хотя пропаганда на отмеченные темы характерна именно Армении, можно провести параллели между «темными и холодными временами» и российской госпропагандой о «лихих 90-х», которая представляет период правления Владимира Путина как эпоху беспрецедентной стабильности и процветания. В то же время, происхождение некоторых пропагандистких нарративов, используемых противниками армянской Бархатной революции, и параллели со схожей пропагандой за рубежом довольно очевидны. Данное исследование рассматривает несколько подобных нарративов и методов пропаганды.
ПОЛОЖЕНИЕ О «ЗЛОМ ЗАПАДЕ», РАСШАТЫВАЮЩЕМ НАШИ «ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ»
20 декабря 2019г. на парламентских слушаниях о проекте реформ образования депутат от «Процветающей Армении» Наира Зограбян завершила свое эмоциональное выступление против проекта «популярной цитатой», как оказалось, объемной цитатой из так называемого «Плана Даллеса», якобы разработанного в 1946г. будущим главой ЦРУ Аленом Даллесом с целью уничтожения СССР путем морального разложения населения.
Возможно, госпожа Зограбян не знала, что «План Даллеса», опубликованный в России в 90-е и превратившийся в краеугольный камень теории заговора, на самом деле основан на отрывке из опубликованного в 1971 году романа Анатолия Иванова «Вечный зов» — образца советской пропаганды. Ее неосведомленность могла стать результатом просмотра кишащих теориями заговора российских телеканалов и воздействия других пропагандистских материалов, а также нехватки критического мышления.
Примечательно, что теории заговора стали важной частью российской политики. К примеру, на организованной в 2016-м Минобороны РФ конференции один из высокопоставленных чиновников Генштаба российской армии положил в основу своего доклада подложную цитату якобы из выступления Мита Ромни во время президентской кампании 2012г., будто Ромни предлагал средства для развращения российского общества, сказав «мы развалили СССР, развалим и Россию». Цитата походила на некоторые фрагменты «Плана Даллеса».
Предположительное нравственное падение Запада, характеризующееся корыстолюбием, гомосексуализмом и грехопадением, уже два десятилетия остается основной темой пропаганды в политическом дискурсе Армении. В 1996г. Армения подала заявку на членство в Совете Европы и вступила в 2001г. С тех пор некоторые политические деятели противодействуют исполнению определенных обязательств, принятых в связи с международными стандартами. Звучало множество нелепых утверждений о том, что западные ценности равносильны половому извращению и отступлению от «традиционных» религиозных убеждений, то есть учения Армянской апостольской церкви.
Примечательно, что когда в годы президентства Сержа Саргсяна правительство вело переговоры с Евросоюзом по поводу Соглашения об ассоциации, оппоненты европеизации, в частности, так называемый «родительский комитет» и другие организации, выступая в качестве «хранителей семейных ценностей, которые поставлены под угрозу по причине привнесенного западного извращения», утверждали, что евразийская интеграция предпочтительнее, так как Россия, в отличие от Запада, не стала бы поддерживать «нетрадиционные ценности и аморальность».
Занятая охаиванием западной демократии общественная организация Ереванский геополитический клуб (руководитель которого был лидером того же «родительского комитета») отметил в одном из своих заявлений: «Налицо столкновение геополитических полюсов — Запада и Российской Федерации с ее союзниками. В настоящее время только этот восточный блок бросает вызов ценностям дегуманизации».
В 2013 году, когда за несколько месяцев до ожидавшегося подписания Соглашения об ассоциации с ЕС схожая пропаганда достигла своего апогея, на обсуждение был поставлен представленный Омбудсменом законодательный пакет против дискриминации. Одна из субкомиссий Общественного совета Армении раскритиковала его, использовав характерный лексикон: «Неоспоримый факт, что отмеченным законопроектом закладывается основа узаконивания в Республике Армения аморальности и извращения. Будет узаконено укоренение на нашей родине сексуальных меньшинств и распространение пропаганды их образа жизни. Окончательная деморализация, неизбежная в случае узаконивания гомосексуализма».
После решения Сержа Саргсяна не подписывать Соглашение об ассоциации и вступить в пророссийский Евразийский экономический союз пропаганда такого рода временно ослабла, затем снова активизировалась после заседания Парламентской ассамблеи Евронест в Ереване в марте 2015г., когда представители Евросоюза предложили разработать новую модель сотрудничества.
По иронии судьбы возглавляемая Сержем Саргсяном Республиканская партия Армении, единомышленники и близкое окружение Роберта Кочаряна после потери власти в результате Бархатной революции уже открыто превратились в апологетов антизападных настроений, антиглобализма, сексизма и других компонентов национально-популистской риторики. Эта перемена настроений, которая привела к предоставлению разжигателям «культурной войны» колоссальной финансовой и медиа помощи (они продолжают контролировать почти 80% армянских СМИ), что явно обусловлено стремлением «промыть мозги» населению и, в конце концов, вернуть власть. Однако стоит отметить, что преданность Республиканской партии Армении, существовавшая в годы ее правления, и ее сателлитов западным ценностям и международным обязательствам была лицемерием и носила чисто формальный характер.
РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОПАГАНДЫ
Нынешняя кампания в основном осуществляется медиа-ресурсами, общественными организациями и «гражданскими активистами» прежнего режима (мы еще вернемся к действиям некоторых из них). Тем не менее, появившаяся недавно информация о сотрудничестве руководителя офиса Кочаряна, одного из основных его пропагандистов Виктора Согомоняна с российским Russia Today — еще один повод напомнить о пропагандистской роли российских СМИ, особенно телевидения.
Стоит отметить, что после распада СССР вещание российских телеканалов предлагалось постсоветским странам не на бесплатной основе: по сути, это было предложение, от которого нельзя отказаться…
Вряд ли можно считать преувеличением, что в 1990-е и ранние 2000-е в Армении и нескольких других странах общественные настроения по ряду значимых вопросов, как, например, война в бывшей Югославии, формировались преимущественно под воздействием российского телевидения. Российские СМИ не щадя живота своего убеждали аудиторию, что «цветные революции» — это заговоры, организованные Госдепом США или ЦРУ, что война в Ираке началась из-за желания США завладеть запасами нефти (после свержения Саддама Хусейна российской компании «Лукойл» достался один из самых привлекательных договоров в Ираке), что действия России по «защите соотечественников» за границей справедливы, что погрязший в грехах Запад растоптан мигрантами и гомосексуалами и так далее.
УКОРЕНЕНИЕ АНТИЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ, АВТОРИТАРИЗМА И САМОИЗОЛЯЦИИ
Один из излюбленных нарративов оппонентов правительства Пашиняна является предполагаемый вред, нанесенный армяно-российским отношениям, который сопровождается спекуляциями на тему «русофобии». Схожее поведение избрал недавно пополнивший оппозиционный лагерь бывший директор Службы нацбезопасности Артур Ванецян.
Пропаганда, осуществляемая разнообразными сторонниками Кочаряна и Саргсяна, основанная на теориях заговора, нелогичных и бессмысленных утверждениях, носит постоянный характер. Одним из последних таких примеров стала реакция основателя движения «Вето» Нарека Маляна на послание секретаря Совбеза Армена Григоряна по случаю Дня армии. Послание Григоряна включало в себя цитату из высказываний генерала Джорджа Паттона: «Армия — это солдат. Солдат, который является гражданином. Высшим долгом и привилегией гражданства является ношение оружия в интересах своей страны». На основании этого Малян утверждал, что Григорян восхищается генералом Паттоном, так как тот был «русофобом». Другим примером стало утверждение руководителя «АдекваДных» [медиа-проект с участием пиарщиков бывшей власти] Артура Даниеляна о том, что Бархатная революция «была организована извне, подобно революциям в Грузии и Украине и событиям арабской весны».
Более подробного анализа требует происхождение нарратива «русофобии» и других проявлений антизападности.
Идея «Злого Запада» берет свое начало еще с 1999 года, когда НАТО вторглась в Косово, если не раньше. Сильный пропагандистский заряд она получила и стала использоваться с большим размахом после начавшихся с массовых протестов против фальсификаций на выборах «цветных революций», которые привели к смене власти, — Ревоюция роз в Грузии (ноябрь 2003г.), Оранжевая революция в Украине (ноябрь 2004-январь 2005г.) и Тюльпановая революция в Киргизии (март 2005г.). Утверждения о том, что «цветные революции» — результат заговора Запада, превратились в одну из постоянно повторяющихся уловок российской пропаганды, а власть России, фактически, начала рассматривать все проявления протеста в постсоветских странах (впоследствии и в России) с точки зрения результата склочничества Запада и антироссийского заговора.
Новый тренд немедленно переняла российская массовая культура, временами это приводило к курьезам, как, к примеру, в случае со снятым в 2006-м фильмом, рассказывавшем о том, что якобы смерть поэта Александра Пушкина — это результат заговора, организованного инородной группой гомосексуалов, пытавшейся дестабилизировать империю.
Некоторые заявления высокопоставленных российских чиновников показывают, что утверждения об угрозе, представляемой НАТО, основаны еще на советском нарративе. К примеру, председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко заявила, что если бы Россия не аннексировала Крым в 2014-м, «через несколько месяцев перед нашим портом в Севастополе уже стояли бы корабли НАТО». Такой подход напоминает доводы Советского Союза об американской угрозе Чехословакии 1968г. или предстоящем западно-германском вторжении, которые стали для СССР и ее сателлитов обоснованием реального вторжения, а также иные схожие аргументы, как то: «если мы не вторгнемся в Афганистан, это сделают американцы и будут угрожать нашим границам».
В ходе кампании сторонников Путина к намеченным на март 2012 года президентским выборам ее участники расточались в воинственной риторике по поводу необходимости защитить Россию «от внешней угрозы» и способствующих ей внутренних «предателей».
Путин лично поклялся бороться против попыток вмешательства во внутренние дела России, процитировав стихотворение о войне с Наполеоном 19 века: «Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали!», и заявил, что битва за Россию продолжается.
В преддверии выборов Путин утверждал в объемной статье, что проблемы страны исходят из распада сформировавшейся в 18-м веке великой России, чему способствовали злые иностранцы.
Термин «русофобия», внедренный путинским режимом, уместил в себе нетерпимость к этническим русским, русскоязычным и российскому государству (или к проводимой им политике). [Социолог СМИ Даниил] Дондурей сказал, что государство превратилось в синоним страны, родины, народа, языка, культуры. И если ты против этого государства, значит, ты против всего, в том числе — языка.
Таким образом, протесты в ходе подготовки к возвращению Путина на должность президента вынудили его полностью построить свою легитимность на мобилизации общества вокруг патриотизма. Вместо институциональных реформ и модернизации экономики, которые угрожают сохранению власти, Путин предпринял наиболее значимое изменение политической направленности за свои 12 лет правления… он стал перемещать основу легитимности своего режима… к патриотической мобилизации… Политика режима претерпела соответствующие изменения… С появлением новых идеологических пределов, включающих в себя эмоциональный национализм, социально-культурный консерватизм с вторжением в личную сферу, мифологию, легитимирующую советский режим (в основном касательно Второй Мировой и Сталина), русскую православную церковь в качестве авангарда национальных нравов, а также русскую этническую принадлежность как хребет российского государства.
Известный российский социолог Лев Гудков в интервью «Новой газете» отметил, что после массовых протестов 2011-2012гг. политическая система России двинулась к тоталитаризму, параллельно с этим были приняты ограничивающие законы и регламенты, затрагивающие семейные отношения, религию, искусство, школьные учебники, свободу прессы и интернета.
ПРОПАГАНДА В СОВЕТСКОМ СТИЛЕ: СЛУЧАЙНОЕ СОВПАДЕНИЕ?
Много лет назад известный российский журналист, основатель газеты «Коммерсант» Владимир Яковлев кратко обрисовал пропагандистские спецметоды, которым он научился на секретных лекциях в Московском госуниверситете.
Яковлев, в частности, коснулся метода «гнилой селедки», который применяется для дискредитации людей. Подбирается ложное обвинение. Важно, чтобы оно было максимально грязным и скандальным. Хорошо работает, например, мелкое воровство, или, скажем, растление детей, или убийство, желательно из жадности. Цель «гнилой селедки» вовсе не в том, чтобы обвинение доказать. А в том, чтобы вызвать широкое, публичное обсуждение его… НЕсправедливости и Неоправданности.
Другой очень эффективный метод «большой лжи»: с максимальной степенью уверенности предложить аудитории настолько глобальную и ужасную ложь, что практически невозможно поверить, что это может быть ложью. Трюк здесь в том, что правильно скомпонованная и хорошо придуманная «большая ложь» вызывает у слушателя или зрителя глубокую эмоциональную травму, которая затем надолго определяет его взгляды вопреки любым доводам логики и рассудка.
Настойчивая убежденность некоторых относительно вышеупомянутой нехватки электроэнергии в 90-х умещается в описанной схеме: с одной стороны, имена некоторых бывших должностных лиц все еще ассоциируются с необоснованным обвинением (которое, кстати, было опровергнуто в рамках специального расследования), а с другой стороны, в некоторой мере в умах еще сохраняется запечатлевшаяся ложь о причинах энергетического кризиса. Примечательно, что ложные утверждения периодически повторялись, закрепляя иррациональное отношение общества.
В настоящее время тоже наблюдаются случаи применения приема «большой лжи». Типичными примерами являются утверждения некоторых «гражданских активистов» и других акторов о том, что якобы правительство намерено узаконить однополые браки Конвенцией Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульская конвенция), о «продаже Карабаха» и угрозе, которую правительство Армении представляет для Арцаха, пропаганда «против Сороса» и др.
Крайне примечательно, что члены сети, обслуживающей Кочаряна и Саргсяна, ссылаются на озвученные друг другом спекуляции, выдавая их за подтвержденные факты.
Остается востребованным метод публикации в средствах массовой информации с большой аудиторией той лжи, которая была опубликована в маргинальных СМИ. Соцсети, блоги, технологии распространения видеоматериалов упростили использование этого метода. Отмеченная сеть предпочитает перепечатывать посты или сплетни из соцсетей: это позволяет распространять различные необоснованные утверждения через множество имеющихся у них средств массовой информации».