В первых после апрельской эскалации [карабахского конфликта], более известной как «апрельская» или «четырехдневная война», парламентских выборах возглавляемый Левоном Тер-Петросяном «Армянский национальный конгресс» участвовал под лозунгом «Мир, примирение, добрососедство». «Партия мира» предсказуемо проиграла: кампания 2017 года стала последним напоминанием о необходимости отсутствия напряженности и предотвращения ожидающейся катастрофы в карабахском конфликте.
Спустя всего три года после кампании мира Армения метнулась на поле боя. Партии войны проиграли. Вместо того чтобы на внутреннем уровне переосмыслить внешнее поражение, нынешняя и прежняя власти теперь конкурируют друг с другом в вопросе показного патриотизма и анахронических обещаний. Мир как мечта, как требование, как выбор остается чем-то маргинальным даже при отсутствии альтернативы.
Чтобы пренебречь реальностью, придумывают новые мифы: они могут стать капканом для возможностей будущего так же, как стали для возможностей прошлого. В этом контексте и публикуется очерк Левона Тер-Петросяна, написанный на следующий день после выборов 2017 года, который, несмотря на революцию, несмотря на войну, необратимо изменившую нашу жизнь, — остается актуальным.
Левон Тер-Петросян: Предварительная реакция
В стране, в которой львиная доля национального богатства находится в руках нескольких десятков семей, а народ обречен на совершенно бедственное положение, надеяться на иной результат выборов было бы политологической безграмотностью. Нам остается дождаться, когда Республиканская партия Армении, «Процветающая Армения», «Дашнакцутюн» и «Выход» станут прыжками тигра развивать экономику страны, обеспечат приток инвестиций на миллиарды долларов, усилят армию, предотвратят прогрессирующую миграцию и урегулируют основную проблему – карабахский конфликт.
Вне зависимости от результатов выборов, однако, считаю необходимым отметить два неоспоримых факта.
Первый: Армянскому национальному конгрессу удалось превратить вопрос карабахского урегулирования в срочный вопрос политической повестки Армении, чего не отрицают даже наши соперники.
И второй: за короткий период времени было создано сформировавшееся вокруг лозунга «Мир, примирение, добрососедство» общественное движение – пусть пока и не массовое, — в дальнейшем разрастании которого я нисколько не сомневаюсь.
Это движение верующих, которое не преследует иной цели, кроме как предотвращение надвигающегося на Армению и Карабах бедствия. Если представленные в парламенте политические силы в состоянии предотвратить это бедствие, обеспечив существование Карабаха и не уступив ни пяди земли, мы им будем только признательны.
Теперь, обращаясь к членам и сторонникам Армянского национального конгресса, считаю должным отметить, что результаты выборов совершенно не изменили нашу повестку. Нам нужно выполнить колоссальный объем работы для того, чтобы превратить идею мира в кредо широких слоев общества. Иной гарантии существования, безопасности и процветания Армении и Карабаха кроме как установление мира, примирения и добрососедства с соседями, не существует.
Мир сейчас, а не после бедствия и новых, бессмысленных жертв. Кровь каждого погибшего на границе солдата отныне будет оставаться на совести представленных в парламенте политических сил.
03.04.2017