Ереванский суд общей юрисдикции отклонил жалобу Профсоюза хранилища древних рукописей.
В заявлении Профсоюз напоминает, что его президиум, осуществляя предусматриваемые статьей 25 Трудового кодекса полномочия, выявил определенные обстоятельства формирования органов управления фонда «Научно-исследовательский институт древних рукописей имени Месропа Маштоца «Матенадаран» и, основываясь на полученной информации, вывел: мы имеем дело со злоупотреблениями и – не исключено – возможным преступлением.
В результате выборов в органы управления (январь и март 2018г.) председателем Совета попечителей Матенадарана был избран Левон Азатович Саргсян [брат Сержа Саргсяна], директором – Ваан Тер-Гевондян. Профсоюз выражает сожаление в связи с тем, что выборы сопровождались нарушением требований Закона и Устава.
В протоколах говорится, что в обоих случаях Совет попечителей единогласно (19 голосов) избрал как председателя Совета, так и директора. Протоколы заседаний, однако, подписаны лишь председателем Совета и секретарем. В соответствии со статьей 28 Закона о фондах и статьей 41 Устава, протоколы заседаний Совета подлежат подписанию со стороны председателя Совета и всех его членов, присутствующих на данном заседании.
Копия другого протокола, полученная в результате запроса, касается внеочередного заседания Совета попечителей от 27 июня 2018 года. Согласно протоколу, в данном заседании участвовало 13 членов Совета, который, с учетом происходивших в стране политических изменений и обусловленным известными событиями отсутствием председателя Совета, решил изменить Устав.
Сделать это можно при наличии квалифицированного большинства голосов общего числа членов Совета – 2/3. Учитывая, что в упомянутом заседании, согласно протоколу, принимало участие лишь 13 из 19 членов, внести изменения в Устав можно было только в случае, если все 13 участников проголосовали бы «за». Однако копия протокола заседания показывает, что вместо 13 протокол подписали 10 человек. Тем не менее, изменения в Устав были внесены.
Изменения зарегистрировали в Агентстве государственного регистра юридических лиц при Минюсте, в связи с чем дирекция Матенадарана представила «соответствующие» документы. Анализ этих документов показал, что основанием для внесения изменений в Устав послужил не протокол внеочередного заседания Совета попечителей от 27 июля 2018 года, а сделанная из него выписка, подписанная директором Матенадарана. В выписке говорится, что протокол заседания подписали все 13 членов-участников.
Профсоюз Матенадарана поднял вопрос изменения Устава еще в 2019 году. Вопрос до сих пор не решен. Совет попечителей хранилища древних рукописей продолжает работать по недемократическим принципам, отмечают авторы заявления. Члены Совета попечителей, представленные Матенадараном, оказались в органе «решением дирекции». Устав не регулирует участие сотрудников института в выборе состава Совета.