14 апреля премьер-министр Никол Пашинян, сославшись на анализ, сделанный в 2017-м по заказу тогдашней власти Армении, заявил, что еще 4 года назад с точки зрения удельного веса развития критических инфраструктур, энергетических и транспортных систем и вооружения Армения уступала Азербайджану в 20 (двадцать) раз. Ранее премьер несколько раз заявлял, что в Минской группе ОБСЕ существовал консенсус по поводу известного как «план Лаврова» варианта урегулирования конфликта, который сам он счел неприемлемым, потому что вопрос статуса Нагорного Карабаха он решал.
19 октября, когда Азербайджан уже захватил Джебраил, Физули, Гадрут, часть Зангелата, Талиш и Матагис, Пашинян, согласно его вчерашней (14 апреля) речи в парламенте, поднял трубку и позвонил президенту РФ, сказав: «Мы хотим прекращения огня при условии возвращения Азербайджану территорий в формате 5+2». По словам премьера, он говорил о болезненных уступках тогда, «когда понял, что мы приближаемся к черте, на которой уже будет ясно, что мы не можем решить свою задачу», то есть – когда уже было поздно. Почему он так поздно это понял, зная об упомянутых 20 разах и консенсусе? И почему продолжает обвинять людей за то, что они много лет назад поняли то, что он понял поздно? (причем, после того, как публично признал их правоту, 10.11.2020, прямой эфир в Фейсбуке).
Позднее понимание Пашиняна на данном этапе стоило тысячи жизней, разрушений и два из пяти районов из 5+2, плюс потерю некоторых участков Гадрутского и Мартакертского районов, то есть премьер согласился принять вариант, который он называл неприемлемым, только после того, как армянские стороны уже потеряли значительную часть того, что должны были отдать (и даже больше).
Президент РФ и премьер-министр Армении еще в прошлом году заявили, что Азербайджан согласился прекратить огонь при условии, что азербайджанские беженцы получат право вернуться в Шуши. Армения сочла это неприемлемым, и война продолжилась. Когда Пашинян осознал, что мы снова «приближаемся к черте», он подписал заявление от 9 ноября. Позднее понимание премьера на том этапе стоило тысячи дополнительных жертв, разрушений и потерю города Шуши и вообще, практически всех рычагов, так как Азербайджану были также возвращены Кельбаджарский и Лачинский районы.
По всей видимости, сейчас мы проживаем очередной этап, когда Пашинян снова подает заявку на руководство Арменией, в случае чего прямой диалог Армении с Азербайджаном и Турцией становится практически невозможным. Прямой разговор необходим Армении именно потому, почему мы, арендуя квартиру, предпочитаем иметь дело непосредственно с домовладельцем, так как за опосредованные сделки приходится платить больше.
Рафаэль Теймуразян,
из Фейсбука