Президент Карабаха связал неудачу в 44-дневной войне 2020 года с упущениями прошлого.
В ходе встречи с представителями госструктур и общественного сектора Араик Арутюнян заявил, что после заключения 12 мая 1994 года соглашения о режиме прекращения огня «наше военно-политическое руководство не извлекло уроков из мировой практики» и, имея преимущество в переговорном процессе, не смогло найти более благоприятные решения.
Коснувшись причин поражения армянской стороны, он указал на ее неуступчивость: «Потому что все мы постоянно твердили: ни пяди земли».
Кроме того, он признал, что последствия начавшейся 27 сентября войны были для него очевидны с начала октября.
«Не сформировалось единого политического мнения – между властью и оппозицией, — и остановку войны в тот момент считали предательством».
Война имела бы иной исход, если бы Армия обороны не воевала с турецко-азербайджанскими войсками, уверен президент.
«На стороне противника в войне участвовала Турция, которая продолжает заявлять, что вместе с Азербайджаном ей удалось восстановить историческую справедливость.
Также во второй арцахской войне участвовали 7 тысяч террористов-наемников из Сирии», — напомнил Арутюнян.
А также высказался о «самой большой ошибке» прошлого.
«Начиная с 13 июня 92 года, когда армяне покинули Шаумян, затем – Мартакерт, некоторые села Гадрута, Мартуни, Аскерана, мы не помогли им, и более 50 тысяч армян покинуло Арцах».
Между тем, отметил Арутюнян, тогда имелась возможность их разместить. Вместо 45 тысяч население Арцаха должно было насчитывать более 200 тысяч человек, считает он.
Что касается будущего Армении и Арцаха, Арутюнян продолжает связывать его с Россией, с которой и нужно «противостоять сложившейся ситуации, так как Турция не намерена покидать территорию».
Президент Карабаха поделился планами на будущее: по его словам, Республика Арцах продолжит политическую борьбу за оккупированные Азербайджаном территории, «хотя бы в границах прежней автономной области».
Напомним, что в ходе боевых действий глава самопровозглашенной республики выступал с заявлениями иного свойства, к примеру, говорил о готовности воевать до «последнего солдата».
— Именно вы начали эту войну, — говорил он 4 октября, — в первую очередь, вы нарушили каноны гуманизма, поставив под прицел мирное население. Отмечаю, мы готовы погибнуть, вплоть до последнего человека, до последнего солдата. Нас невозможно победить.
А здесь он говорит о самой профессиональной армии мира:
— На самом деле у нас самая профессиональная армия в мире. Не с точки зрения вооружения, а самая профессиональная.
— Я хочу поклониться перед нашими солдатами. Вы – гордость нашей нации. Вы воюете за каждый сантиметр.
— Наш офицерский состав творит чудеса, подвергая свои жизни опасности, пренебрегая смертью. Нам это и нужно… если мы преодолеем этот комплекс… чтобы жить… если будем готовы погибнуть, мы победим.