Троих из 44-х (военно)пленных, в декабре вернувшихся в Армению из Баку, снова отправили на службу, сообщает армянская служба радиостанции «Свобода».
На момент начала боевых действий в Карабахе 18-летний Саро Маркосян отслужил три месяца. В ходе войны он получил осколочное и 3 огнестрельных ранения в ногу и в области талии.
В правительстве, куда он обратился, молодому человеку сказали, что оставшийся срок службы он «ничего делать не будет».
19-летний Нарек Нерсисян, до войны отслуживший полтора месяца, вместе с семью другими солдатами попал в плен в Матагисе.
По возвращении в Ереван военнослужащих сначала доставили в военный госпиталь, где сообщили, что у них нет проблем со здоровьем. С парнями работал и психолог, а затем их снова отправили служить.
Осколок из ноги Саро до сих пор не извлекли, так как операция может повлечь нежелательные последствия.
А по словам Нарека, психологически он еще не готов к службе.
«Воспоминания постоянно всплывают, я пытаюсь забыть. Но такое не стирается… Сейчас этого меньше, но страхи у меня еще есть. Бессонница потихоньку отступает, но еще не до конца…», — цитирует солдата радиостанция.
В течение десяти проведенных дома дней Нарек не выходил из своей комнаты, общаться с родными не хотел. Делился мыслями только с двоюродным братом.
«Напряженный… Разговариваешь с ним, он делает такие движения… Семья боится, что он может попасть в какую-нибудь драку», — рассказал брат.
Нарек покинул воинскую часть и отправился в министерство обороны, но ему ни с кем не удалось встретиться. В тот же день за ним пришла военная полиция и вернула в военчасть.
На данный момент неизвестно, переведут Нарека и Саро на постоянное место дислокации или в другое место.
По закону, факт попадания в плен не считается основанием для освобождения от службы, сказал председатель общественной организации «Диалог мира» Эдгар Хачатрян, добавив, однако, что вопрос может быть решен правительством.
«Проблема в том, что этот закон не модернизирован, не учтено военное положение, нынешняя ситуация. Во-вторых, на данный момент власти не предпринимают никаких действий для решения подобных вопросов. Нужно всего лишь одно решения правительства, чтобы к законодательным реформам не пришлось идти длинным путем», — отметил правозащитник.
Правозащитница Арминэ Садикян ставит на первое место психологическое состояние солдата, вернувшегося из плена.
«Сколько бы ни говорили, что физически он здоров и что ранений и повреждений нет, с этими людьми нужно проводить длительную работу для их повторной интеграции в общество, тем более для их возвращения в Вооруженные силы.
Не думаю, что мы в настолько крайнем состоянии, что он незаменим на службе. Государство обязано в полной мере заняться психологическим восстановлением».
Военнослужащими срочной службы из вернувшихся в декабре 44-х пленных были лишь 9 человек: 6 из них демобилизовали по состоянию здоровья, а Саро, Нарека и еще одного солдата снова отправили служить.
На сегодняшний день в Армению вернулось 69 (военно)пленных, из Еревана в Баку – 15. Армянская сторона направила в Евросуд по правам человека заявления о пленении 250 человек. В отношении 230 из них ЕСПЧ применил промежуточную меру.
Офис представителя Армении в Евросуде сообщает, что с учетом уже вернувшихся домой, в центре внимания суда остаются заявления касательно 183 человек. Азербайджан подтвердил наличие у них лишь 72 человек.
Несмотря на то, что стороны договорились об организации обмена пленными по принципу «всех на всех», применять его в отношении 62 военнослужащих запаса, плененных (после прекращения огня 10 ноября 2020г.) на участке Хин Тагер-Хцаберд, Азербайджан отказывается, заявляя, что они не военнопленные, а диверсанты. В то же время уже 8 из попавших в плен в Хцаберде возвращены армянской стороне.