На рабочем уровне мы никогда не слышали от Азербайджана выражения «коридор». В этом политика шантажа Азербайджана. Назвали его «Зангезурский коридор» и говорят: не дадите коридор — получим его войной.
Об этом, отвечая на вопросы СМИ и общественных организаций в прямом эфире Общественного ТВ Армении, заявил премьер-министр Никол Пашинян.
Вопрос касался того, что азербайджанская сторона, применяя закрепленное в 9-м пункте заявления по Карабаху от 9 ноября 2020 года «беспрепятственное движение», утверждает: это означает «суверенный коридор». У Пашиняна спросили, приемлемо ли для армянской стороны предоставление дороги Азербайджану без таможенных или иных проверок.
«Не логичнее ли, если это означает «суверенный коридор», написать «суверенный коридор»? Тем более что в этом же документе использовано слово «коридор» в формулировке о Лачинском коридоре <…>.
На основании заявления от 11 января была создана трехсторонняя рабочая группа, которая, с участием Азербайджана, зафиксировала, что дороги будут задействованы на основе суверенности и территориальной целостности стран.
Следующий вопрос — вопрос маршрутов, в котором также достаточно нюансов. И если это происходит в рамках суверенности, и Армения говорит, что готова обеспечить дорогу между Нахичеванью и Западным Азербайджаном, извините, но Армении решать, через какую дорогу она обеспечивает это сообщение. В противном случае, какая здесь суверенность?», — отметил Пашинян.
Азербайджан, по его словам, должен получить железную и автомобильную дороги: «В данном случае речь о связи Турция-Азербайджан, речь о большой международной дороге».
«Надеюсь, меня поймут правильно. Считаю, что и в этом есть заинтересованность Армении. Почему Армения должна отказаться от предоставления пути? Все страны мира борются за одно: чтобы дороги проходили по их территории, чтобы железные дороги, газопроводы проходили по их территории, нефтепроводы проходили по их территории…
Мы идем дальше: мы заинтересованы в том, чтобы открылась железная дорога Турции и речь шла не только о железной дороге Армения-Азербайджан, я имею в виду Нахичевань-Мегри, затем — Горадиз. Мы хотим, чтобы открылась железная дорога Карс-Гюмри и получила бо’льший контекст, чем также воспользуется Армения. Выходила не только на Россию, но и Европу, получила железнодорожное сообщение с Европой, Россией, Ираном».
Азербайджан, считает премьер, понимает, что это значит, потому и пытается постоянно «в том числе — внутри Армении создавать нервную атмосферу, чтобы вышло, будто Армения против собственной деблокады».
«Азербайджан сегодня четко использует настроения некоторых — не знаю, откуда провоцируемых — сил в Армении по поводу того, что, мол, дорогу предоставлять не должны.
30 лет во всех международных инстанциях обвинение в адрес Азербайджана со стороны Армении заключалось в том, что Азербайджан и Турция ведут в отношении Армении политику блокады. Теперь представляете ситуацию, когда Турция и Азербайджан скажут: мы снимаем блокаду, предоставляем коммуникации… и теперь Армения говорит: нет, я ни в коем случае не предоставлю дорогу. Это просто абсурд.
Но, с другой стороны, Азербайджан развивает коридорную логику. Нет коридорной логики. Просто не существует.
Я хочу, чтобы народ понял. Сегодня говорят, мол, коридор предоставляем, Сюник отдаем… Будь в Армении правительство-давала, этой стрельбы [на границе] не было б. Какой смысл бы они имели? Не было б этой агрессивности к нашему правительству со всех сторон, если бы мы так просто давали или вообще были давалами».