Я виноват в том, что в 2018-2019 годах не встал перед нашим обществом и не заявил, что все — повторяю — все наши далекие и близкие друзья ждут от нас того, что мы сдадим Азербайджану 7 известных районов [вокруг Карабаха] и понизим планку, установленную нами в связи со статусом Арцаха. Об этом в ходе своего выступления в парламенте Армении заявил премьер-министр Никол Пашинян.
Мы выделили некоторые его высказывания о вопросе Карабаха, войне 2020 года, послевоенных событий и проходящих армяно-азербайджанских переговорах.
— Я с самого начала признал свою вину и ответственность и за войну, и за поражение. Но не признал и не признаю обвинений, которые адресует мне оппозиция после 9 ноября 2020 года, они обвиняют меня в сдаче земель и предательстве. Винить меня нужно не за сдачу земель, а за отказ от сдачи.
— Сдав, возможно, я спас бы тысячи жизней, а не сдав, я фактически, стал автором решений, которые привели к тысячам жертв. На этом история не заканчивается, потому что одно дело своевременно поговорить с обществом, народом, другое дело убедить народ в ситуации, когда необходимы уступки, и третье — осуществить все это.
— На сегодняшний день число жертв 44-дневной войны 2020 года составляет 3 825. Тела большей части погибших обнаружены, либо подверглись ДНК-идентификации и были преданы земле в 2021 году.
— Международное сообщество сегодня четко нам говорит: быть единственной страной мира, которая на двустороннем уровне не признает территориальную целостность союзника Турции Азербджайна, — угроза не только для Арцаха, но и для Армении. Международное сообщество говорит: снизьте немного планку, в противном случае не надейтесь на нас.
— У Армении никогда не было территориальных требований к Азербайджану: вопрос Карабаха — вопрос не территории, а права. Если прежде мы брали за основу статус Нагорного Карабаха, выводя из этого гарантии безопасности и права, то теперь мы берем за основу гарантии безопасности и права, выводя из этого статус. Иными словами, мы констатируем, что в данной ситуации статус — не цель, а средство обеспечения безопасности и прав армян Нагорного Карабаха.
— Здесь, конечно, возникает вопрос деятельности российского миротворческого контингента в НК. Вызывает недоумение тот факт, что вчера миротворческий контингент РФ не разрешил въезд в Арцах группы депутатов Национального собрания Армении. Почему это вызывает недоумение? Потому что эти действия противоречат положению трехстороннего заявления от 9 ноября о том, что Лачинский коридор предусматривается для обеспечения связи Армении с Карабахом. Не предусматривается функция какой-либо проверки в коридоре, тем более — запрета или блокировки движения депутатов НС, так как на то он и нужен, чтобы обеспечивать связь между Арменией и Карабахом.
— В связи с событиями в Украине крайне напряжены отношения внутри сопредседательства Минской группы: это началось еще с сирийских событий 2011 года, что неизбежно повлияло на развитие событий в нашем регионе.
— Многолетняя политизация армии, ее полноценная вовлеченность в коррупционную цепь стали одними из тех системных язв, которые привели нас к катастрофе.
Случившееся на участке Сотк-Хознавар [вторжение азербайджанских войск 12 мая 2021г.], несомнено, является упущением вооруженных сил и правительтства.
Кроме того, считаю, что реакция ОДКБ на случившееся — провал для организации. Вопреки существующим процедурам, ОДКБ по сей день не приняла решения о мониторинге на участке, тем самым оправдывая страх, долгие годы существующий в армянском обществе, по поводу того, что организация, играющая важнейшую роль для системы безопасности Армении, в нужный момент ничего не предпримет, оставаясь в статусе наблюдателя. Факт в том, что даже в статусе наблюдателя ОДКБ до сих пор никак не отреагировала.