Главная / Армия / Фигурантов дела о «шпионаже в пользу Армении» освободили

Фигурантов дела о «шпионаже в пользу Армении» освободили

Десятки азербайджанских военных больше пяти лет провели в тюрьме: их приговорили на длительные сроки за якобы госизмену. По словам правозащитников, военные свидетельствовали против себя под пытками, а через пыточный «конвейер» прошли сотни солдат, 11 из которых скончались. Теперь 19 из них вышли на свободу и могут рассчитывать на компенсацию. Но «Тертерское дело» не закончено.

Генпрокуратура Азербайджана сообщила, что 10 из вышедших на свободу были оправданы, оставшиеся дела прекращены без оправдательного приговора. Прокуратура в своем заявлении сообщает, что в мае-июне 2017 года военных «подвергали пыткам, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению, повлекшему смерть и иные тяжкие последствия» другие военные. Случилось все в основном в Тертерском районе, откуда и пошло название дела.

В тюрьмах находятся еще 12 военных, которые, по данным правозащитников, под жестокими пытками оговорили себя. А всего жертв пыток несколько сотен. По словам пострадавших и их родных, заключенных раздевали, выбрасывали из окон, били палками, выдергивали ногти, вставляли электрические контакты в раны.

«Тертерское дело» — это случаи массовых пыток в армии в мае-июне 2017 года. Солдат и офицеров свозили в старое административное здание в Тертерском районе Азербайджана и там пытали, заставляя признаться в шпионаже в пользу Армении.

Би-Би-Си приводит слова правозащитника Расула Джафарова, по словам которого, в результате пыток не менее 31 человека признали себя виновными в шпионаже и получили сроки от 12 лет до пожизненного заключения; не менее 11 человек, по данным правозащитников, умерли под пытками. Всего в деле — больше 100 потерпевших, признанных таковыми азербайджанскими судами, прокуратура же в этом году насчитала вчетверо больше.

Хотя некоторые непосредственные исполнители пыток уже получили различные тюремные сроки, решения судов не удовлетворили ни потерпевших, ни их родственников, ни правозащитников. Они требуют нового расследования, чтобы выявить тех, кто отдал приказ массово пытать людей. Также они требуют освобождения всех, кто под пытками признал себя шпионом.

По словам правозащитника, теперь перед правозащитным сообществом стоят три задачи. Первое — это пересмотр дел оставшихся 12 человек, кто, по данным правозащитников, под пытками признали себя изменниками. Второе -привлечь к ответственности всех виновных: несмотря на то, что те, кто непосредственно пытал людей, уже получили сроки, до сих пор не ясно, кто из высокопоставленных военных также был в этом замешан.

«Наши ожидания в том, что все, кто замешан в этом, вне зависимости от выслуги перед государством и должностей, будут привлечены к уголовной ответственности, включая сотрудников военной прокуратуры, ведь это дело невозможно закрыть без юридической оценки их действий, — говорит правозащитник. — Необходимо, чтобы все, кто организовывали [пытки], давали приказы, и исполнители — были привлечены к уголовной ответственности».

Наконец, необходима реабилитация всех пострадавших. «Люди сидели больше пяти лет, многие в закрытом режиме, и это все создает очень большие проблемы здоровью».

Власти Азербайжана долго игнорировали «Тертерское дело», пока в ноябре прошлого года не выступил с заявлением военный прокурор Ханлар Велиев. Он сказал, что «Тертерское дело» умышленно раздувается «людьми с армянской сущностью» и таким «совершенно необоснованным образом» они пытаются вновь сделать так, чтобы это дело начали обсуждать.

Но уже через месяц после заявления прокуратура сама объявила о начале нового расследования по «Тертерскому делу». В апреле этого года стали известны промежуточные итоги — к ответственности были привлечены еще несколько военных, а против тех, кто уже сидит, были возбуждены дела по новым статьям. Количество официально установленных потерпевших возросло до 397 человек, то есть почти в четыре раза. В сентябре же генпрокуратура Азербайджана инициировала пересмотр приговоров 19 фигурантам «Тертерского дела», которых теперь освободили.