Главная / Армения / Мэрия Еревана шантажом погасила забастовку водителей общественного транспорта

Мэрия Еревана шантажом погасила забастовку водителей общественного транспорта

3 декабря на протяжении всего дня сотрудники ЗАО «Ереванский автобус», а это порядка 300 водителей, проводили забастовку, указывая на вредные условия труда. Однако по ходу их требования стали размываться на фоне таких оценок, как «это саботаж», «их подначивают представители прежней власти», «лишились копеек, потому и жалуются», «мы боремся с тенью». В результате 32 водителя были уволены, а остальные — в атмосфере страха и угроз — вернулись за баранку.

Бастующие же не скрывали правду: да, «тень» была, они оставляли себе часть платы за проезд, чтобы направить средства на расходы, которыми пренебрегали как бывшая, так и нынешняя городская власть. К примеру, за униформу, обеспечение чистоты в автобусах, такси в начале и в конце дня — чтобы не опоздать на работу и добраться до дома — они платят из своего кармана.

Работают водители общественного транспорта минимум по 12-14 часов в день — это вместо предусматриваемых законом восьми. Времени для перерыва им не отводят. В некоторых случаях водителей заставляют работать по 17 часов.

Работодатель не обеспечил даже минимальные условия труда: на конечных пунктах нет туалета, столовой или комнаты отдыха.

В этом контексте особенно интересна реакция председательницы Конфедерации профсоюзов Армении Элен Манасерян. На недавней пресс-конференции она в основном говорила о водителях и их «линии поведения». «Это была забастовка или прекращение работ?», — недоумевала она. Большую часть своего выступления на обсуждении, которое длилось час, Манасерян посвятила не грубым нарушениям трудовых прав со стороны Мэрии, а обвинениям в адрес трудящихся: за то, что они не состоят в Профсоюзе и неправильно бастуют.

«Еще в мае, когда они снова проводили подобные акции протеста, Отраслевой профсоюз транспорта и сообщений предложил им членство. Отраслевой союз поддержал их и в мае, и вчера, призвав водителей проявить правильный подход», — сказала она.

Epress.am побеседовал с множеством бастующих, никто из которых понятия не имел, что такое профсоюз и в чем заключается его деятельность. Сложно сказать, кого именно более полугода назад поддержал Отраслевой союз работников транспорта и сообщений.

Представитель одного из профессиональных союзов отметил в разговоре с корреспондентом, что в мае они снова предложили бухгалтерии ЗАО «Ереванский автобус» вступить в их ряды. Но непонятно, почему сотрудничающая с дирекцией бухгалтерия должна была обеспокоиться проблемами сотрудников.

«При чем тут трудовой договор? Существует общий договор для народа — о том, что человек должен работать 12 часов. Неважно, троллейбус ты водишь или такси. Отработал 12 часов — должен уйти спать, отдыхать», — эти слова одного из водителей лучше всего подходят для ответа на заявление о «поддержке» трудящихся.

Телеинтервью мэра Тиграна Авиняна было не лучше. Молодой градоначальник вспоминал «наших матерей и сестер, бабушек и дедушек», приносил извинения «дорогим ереванцам», попытку заявить о проблеме в рамках рабочей забастовки и протеста вообще назвал «устаревшим и неприемлемым укладом». Авинян ничего не опровергал и не подтверждал: да, проблемы имеются, но появились-то они не вчера — они всегда были, решаются, решались, не мешайте работать.

«Получают зарплату врача», — говорил он. Большинство водителей снимает жилье, на это уходит больше половины зарплаты в размере 300-400 тысяч. Остального должно хватить на возникающие в течение дня расходы и дорожающие ежедневно потребительские товары первой необходимости.

см. «Наша работа — медленная смерть». Мэрия Еревана заявила о восстановлении движения автобусов

Общинная власть любит повторять, что недовольные водители получают такую сумму, работая всего 15 дней в месяц, при этом забывая упомянуть о том, что, по сути, за рабочий день они отрабатывают 2.

По договору, говорят водители, работать они должны через день, по 14 часов (с 2-часовым перерывом), но обычно рабочий день длится 17-18 часов. На 1 автобус приходится трое водителей, чтобы покрыть целый месяц. Но водителей у муниципалитета двое — так обеспечивается «конкурентоспособная зарплата».

Теперь водители прекрасно знают, на какие ухищрения идет городская власть, чтобы дискредитировать их протест и заглушить критику. «Политикой, — говорят они, — мы не занимаемся»: люди стараются держаться подальше от «бывших» нынешних оппозиционеров. Периодически в сопровождении своих СМИ появлялись члены блока «Армения» и партии «Национальный прогресс», а также оппозиционные блогеры. Они выступали в тесном кругу журналистов и тут же уходили. А депутаты власти с трибуны Парламента искали за забастовкой оппозицию. И находили.